Даос по имени Винни
Этому, хорошо всем нам с детства знакомому, литературному герою в мире установлено четыре памятника. Один в Лондоне и три в Канаде в Манитобе, Виннипеге и Онтарио. В его честь проходят карнавалы и фестивали. В США довольно успешно продаются сборники его цитат. Ученые: лингвисты, философы и психологи изучают его изречения и пишут многочисленные труды, извините, о возможных мирах и иллокутивных актах, жестких десигнаторах и индивидных контекстах, о пропозициональных установках и референтно-непрозрачных модальностях. И это все о нем. Мы, ваши, навеки, сэр, Винни-Пух.
Винни и Древо Жизни
О забавном медвежонке и его друзьях широкой общественности стало известно в 1926 году, когда была издана книга Алана Милна «Винни-Пух». С тех пор суммарный тираж книг о приключениях плюшевых игрушек составил уже более 7 миллионов, включая переводы на такие языки, как африкаанс, эсперанто и латынь.
Популярность Винни и его друзей не только среди детей, но и взрослых давно уже не дает покоя исследователям самых разных направлений. Интерпретаций Милновской сказки так много, что количество все-таки перешло в качество и некоторые из них, может и небесспорны, но, во всяком случае, интересны.
Так, уже не вызывает особых сомнений, что в книге о Винни-Пухе использованы элементы скандинавской мифологии. В хорошо всем нам знакомой сцене, когда медвежонок хочет позаимствовать у пчел меда, дерево – ни что иное, как Древо жизни – Иггдрасиль – соединяющее небо, землю, и подземный мир. Не удивительно, что залезая на дерево, Пух начинает сочинять стихи, ведь скандинавский бог Один взбирался на Мировое Древо в поисках священного меда поэзии.
Философы, анализируя сказку Алана Милна, используют самые сложные гуманитарные теории, например, аналитическую философию, логическую семантику, теорию речевых актов, структурную поэтику, модальную логику. Психологи добавляют к этому еще и пластическую характерологию, классический психоанализ и трансперсональную психологию. И если им верить, то сэр Винни-Пух – это классический пример циклоида-сангвиника, обладающего реалистическим синтонным характером и находящимся в гармонии с окружающей действительностью. Для людей-циклоидов характерна любовь к жизни во всех ее простых проявлениях, они добродушны, порой недалеки, и даже по телосложению напоминают Пуха – приземистые и полные.
Пятачок же – это психастеник, реалистический интроверт, для которого характерен комплекс неполноценности, реализующийся в виде тревоги, трусливо-напряженной неуверенности, тоскливо-навязчивом страхе перед будущим и постоянного пережевывания событий прошлого.
А про ослика И-А психологи бы сказали, что он страдает тяжелой эндогенной депрессией, всецело овладевающей его личностью и управляющей поведением.
Но, если психологи говорят о недалекости Винни-Пуха, то американец Бенджамин Хофф уверен, что обманчивое впечатление и медвежонок вовсе не глуп, а просто неосознанно следует принципам даосизма – древнекитайского религиозного учения. Он пишет: “Пока Иа страдает, а Пятачок колеблется, а Кролик считает, а Сова вещает, Пух просто есть. Вот разгадка секрета Дао…”. По мнению Хоффа, Пух – во всех жизненных ситуациях следует своей Внутренней Природе. Винни – самый счастливый из существующих литературных героев. Как в популярном анекдоте ему просто не нужно расслабляться, по той простой причине, что он не напрягается. Жизнь медвежонка строится на базовых принципах даосизма Естественной Простоте, Действиях Без Усилия, Непосредственности и Сочувствии. При этом Пух вовсе не рассуждает о своем Пути, он просто живет в гармонии с окружающим миром.
Винни-Пух – эзотерик
Согласно того же даосизма истинный мудрец не знает, что он мудр. Знающий не говорит, а говорящий – не знает. Мы тоже могли бы еще порассуждать об эзотерической составляющей сказки Милна, о соционических характеристиках ее героев, о Винни-Пухе, как об одном из первых постмодернистов, и много еще о чем. Но слишком долгие и умные рассуждения вряд ли бы одобрил сам Винни-Пух. Не зря же он говорил, что правильнописание и обалдевание знаниями — это еще не все…
Цитаты из сказки Алана Милна (перевод Б. Заходер, Виктор Вебер).
У одних в голове что-то есть, у других – нет, и тут уж ничего не попишешь.
В конце концов, грех жаловаться. У меня есть друзья. Только вчера кто-то разговаривал со мной. А на прошлой неделе или неделей раньше Кролик наткнулся на меня и сказал: “Тьфу ты, опять он!” Это и есть дружеское общение. Вокруг меня что-то да происходит. – (Иа)
Что значит “я”? “Я” бывают разные! – (Кролик)
Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. – (Винни-Пух)
У меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают. – (Винни-Пух)
У меня правильнописание какое-то хромое. Вообще-то оно хорошее правильнописание, но только почему-то хромает и буквы опаздывают… на свои места. – (Винни-Пух)
Трудно быть храбрым, когда ты всего лишь Очень Маленькое Существо. – (Пятачок)
Экспедиция – это вот что значит: все идут друг за другом, гуськом… – (Кристофер Робин)
Засада – это вроде сюрприза. – (Сова)
Какой толк в таких потрясающих вещах, как потопы и наводнения, если тебе не с кем даже о них поговорить? – (Пятачок)
Это самый лучший способ писать стихи – позволять вещам становиться туда, куда они хотят. – (Винни-Пух)
Несчастные случаи – очень странные штуки. Они обычно случаются совершенно случайно. – (Иа)
Если вы Медведь с опилками в голове и думаете о делах, вы иногда с огорчением обнаруживаете, что мысль, которая казалась вам очень дельной, пока она была у вас в голове, оказывается совсем не такой, когда она выходит наружу и на нее смотрят другие. – (Винни-Пух)
О тибетской родине Винни-Пуха – читайте здесь.
14.05.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!