Маленькое собрание цитат из работ и интервью Мераба Мамардашвили – самого значимого (на мой взгляд) русского философа двадцатого века.
Философия начинается с удивления.
Ведь что такое философия вообще? Философия — это извлечение следствий из того компота, в’который мы уже вляпались.
Я считал, что мое дело — философия… Я философское животное, и так было всю жизнь
Оглянешься вокруг – нет тех, кого называют философами, именно философов по темпераменту.
Я хочу подчеркнуть, что философом является каждый человек – в каком-то затаенном уголке своей сущности.
Философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Это просто умение отдать себе отчет в очевидности – в свидетельстве собственного сознания. То есть философ никому не хочет досадить, никого не хочет опровергнуть, никому не хочет угодить, поэтому и говорят о задаче философии: «Не плакать, не смеяться, но понимать».
А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком.
Философский акт состоит в том, чтобы блокировать в себе нашу манию мыслить картинками. И когда мы убираем картинки и предметные референции из нашего сознания, мы начинаем мыслить. Это означает, что наше мышление всегда гранично или на пределе.
Забудьте, что вы несёте ответственность за всё, что происходит в мире. Вы в ответе только перед собственной бессмертной душой.
Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства.
Ты можешь занять определенное место в мироздании, только если в себе или перед собой ощущаешь некую высшую точку — и тогда тебе до всего есть дело, и ни о чем не сможешь сказать: «Я об этом не подумал…»
Понимаете, культура устроена все-таки как пирамида. Широкие ее нижние слои «окультуриваются», постепенно проходя более высокие этажи и усваивая их язык. А в 20-е годы пирамида культуры полностью перевернулась. Язык низа, почти бессознательной массы, оказался стандартным, «нормальным» языком всей культуры.
Человек ведь — существо фантастической косности и упрямой хитрости. Он готов на все, лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос.
В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя.
Когда мы делаем выбор, решаем, мы целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя.
Мир не есть. Мир происходит
Поэзия – это чувство собственного существования.
Природа не делает людей, люди делают себя сами.
То,что необъяснимо(т.е без причины) болит, и есть “душа”, по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души.
Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить
Но ведь человек — вы знаете — вообще существо, идущее издалека…
Когда становишься рабом собственного образа — внешнего, на внутреннюю работу времени просто не остается.
…Вежливость — это то в нас, без чего вынужденное общение превратилось бы в ад.
…философия — не только собрание диковинных идей, но еще и техника, позволяющая человеку понять самого себя.
Заноза невыносимости может быть вынута, очевидно, только актом мышления.
…Могу признаться, что одним из моих переживаний (из-за которых я, может быть, и стал заниматься философией) было именно это переживание — совершенно непонятной, приводящей меня в растерянность слепоты людей пред тем, что есть
Только и слышишь теперь о терпимости, и все это похоже скорее на нечто, что должно служить очеред ным лозунгом: «Превратим наш бордель в дом терпимости!»
Приводя в движение себя, мгновеньями обретать то, чего нельзя иметь. В данный миг, в сиюминутном истолковании людей, света, звука — впадать в истину. Чтобы в следующее мгновенье завоевывать ее снова.
Читайте в этой рубрике:
Правила жизни Бориса Лисаневича.
Правила жизни Джалаледдина Руми.
Подготовил: Сергей Мазуркевич
16.08.2013