Подготовлено на основе книги Радия Фиша “Джалаледдин Руми”.
Я благоговею перед поэтическим и мистическим гением Джалаледдина Руми. И восхищаюсь Радием Фишем, сумевшем опубликовать книгу, представляющую собой введение в суфизм, в Советском Союзе в 1971 году. Пара фраз Энгельса и немного коммунистической риторики – плата за текст внутренне антитоталитарный. Один из главных смыслов книги – безусловная ценность личного развития и мистического опыта. Как подобное могли напечатать??? Загадка…
– Все развитие человека на пути к совершенству есть не что иное, как возвышение самого себя до своей собственной истинной сущности.
– Желания, как вино, чтобы обрести силу, нуждаются в выдержке.
– Ты можешь забыть все, кроме одного: зачем ты явился на свет. Не продавай себя задешево, ибо цена тебе высока…
– Ты не одно лишь тело! Тело — конь, а ты — всадник. Разумный всадник заботится о стойле для коня, но не спит в нем сам. И корм коня не может быть кормом всадника. Ты же не направляешь бег коня — он везет тебя, куда пожелает…
– Мы тени на лице земли — и только. Да, тени, мелькнули, и нет нас. А вечно лишь пламя, которое мы несем в себе и передаем друг другу, как пламя этой свечи, что, молча склонившись, ставит сейчас перед ним сын, пламя, зажженное от другого где-то за этими стенами. И чем ярче пламя, сжигающее нас, чем дольше оно горит, тем ближе мы к Истине, что разлита в мире, как сок в ветвях дерева…
– О те, кто взыскует бога!
Нет нужды искать его, бог — это вы!
– Слово – одежда. Смысл — скрывающаяся под ней тайна.
– А слова так же смертны, как все в этом мире. Так же изнашиваются от употребления и тогда уже не способны удержать смысл, как не способен удержать воду худой кувшин. Истина же вечно жива, заново рождается каждый миг, и нужен каждый раз новый сосуд, чтобы удержать хоть пригоршню ее. Новые слова могут противоречить старым, хотя содержат то же, что содержали старые, — истину. Но если тебя мучит жажда, какое тебе дело до формы кувшина?
– По сути, хранить истину — значит добывать ее, иначе будет основана всего лишь еще одна секта, коим несть числа.
– Эй, паломники, где вы, куда вы, куда?
Поскорее сюда! Поспешайте, он здесь,
Тот, кого вы взыскуете присно и днесь!
Ваш возлюбленный — ваш самый близкий сосед.
Смысла нет по пустыням бродить ветру вслед…
Знайте; храм,
И хаджи, и святыня — ты сам.
– Познать мир своей души и овладеть им, пожалуй, потруднее, чем овладеть миром земным, как некогда овладел им Александр Македонский. Но самое трудное ждет потом: все знать и понимать, и, глядя на безумство мира, не быть в силах что-либо изменить! Вот тягчайшее из испытаний.
– Ученые споры так часто разделяют людей, но танец и музыка, как ничто другое на свете, выявляют людское единство.
– Любовь — астролябия истины.
– Женщина не только любимая. Не только создание, но и творец. Много ли людей в состоянии понять творца? Много ли мужчин понимает женщину?
Привыкших к темноте свет солнца ослепляет. Не оттого ли факихи, зарывшись, как черви, в свои книги, велят закрывать лицо женщинам, запирать их в гаремах, не внимать их речам и даже имени не высекать на камне надгробном, что им, привыкшим к тьме ученого невежества, непереносим ослепительный свет женского сердца? Ссылаются при этом на стих Корана: «Мужья стоят над женами». Но повторять чужие слова не значит еще понять их смысл. Во времена пророка Мухаммада женщины не закрывали лица, и сколько их прославилось делом и словом! Мужами не родятся, ими становятся. В мужестве и зрелости множество женщин выше мужчин.
– Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
– В мире нет ничего, что было бы вне.
Все, чего ты взыскуешь, найдешь ты в себе.
– Всякая потеря есть приобретение. Всякое приобретение есть потеря.
– Ты стоишь обоих миров, небесного и земного. Но что поделать, коль сам ты не знаешь себе цены?
– Пусть весь мир изменится в твоих глазах, пусть весь мир тебе изменит. Ты иди своим путем, не изменяй себе…
Читайте в этой рубрике:
Правила жизни Бориса Лисаневича.
Правила жизни Мераба Мамардашвили.
Собрал: Сергей Мазуркевич
19.06.2013
Спасибо. Руми… Слов нет, СПАСИБО.