Гаремные картинки
Гаремы восточных правителей были недоступны для всех, кроме самих правителей и обслуживающего персонала состоявшего из евнухов). Например, в харем-и хумаюн (гарем правителя Османской империи) не было доступа даже самым высокопоставленным османским чиновникам.
Тем более никаким образом в гарем не могли попасть иностранцы. Поэтому все рисунки европейских художников на тему гарема – всего лишь образы их собственных мечтаний.
Ни один из них в гаремах не был. Но на волне увлечения Востоком картины о гаремах были очень востребованы. И художники массово их писали. И тем самым способствовали, мягко говоря, не совсем правильному восприятию этого социального явления.
Читайте также: О чем мечтают женщины – гаремы из мужчин.
Во-первых, практически все картины европейских художников передают состоянии праздной лености. И родился стереотип о “золотой клетке”. Клетка, конечно, была, но часто совсем не золотая. Безмятежный покой в ней, возможно, временами и присутствовал, но чаще все-таки это была обыденная жизнь, которую разнообразили конфликты, интриги, заговоры. Каждая из женщин стремилась оказаться ближе к телу владыки, какая уж тут безмятежность?
Во-вторых, наложницы не только возлежали на парчовых покрывалах и купались в бассейнах. У них были и другие дела, кроме как расчесываться перед зеркалом. Например, все они получали хорошее образование. А это занимало достаточно много времени.
Еще раз отмечу главную мысль – европейские художники рисовали гаремы такими, какими видели их в своих мечтах. Отсюда и неточности не только в главном, но и в деталях. Например, одалиска Бориса Кустодиева больше напоминает русскую купчиху.
Здесь и пышные формы, и кровать на кованном сундуке и даже шуба!!!
Думаю, историки могут найти много забавных неточностей и на картинах европейских художников. Впрочем, чему здесь удивляться. Искусство чаще всего есть отражение внутреннего мира творца, а не слепок окружающего мира.
Меня же удивило количество художников, которым была интересна тема гаремов. Я догадывался, что их много, но не думал, что настолько много:) Среди них есть и Пикассо…
и Матисс
P.S. По поводу “Одалиски” Кустодиева. Искусствоведы считают, что это подделка. В 2009 году в России вышел очередной том “Каталога подделок произведений искусства”, где “Одалиска” фигурировала вместе с тремя отрицательными экспертными заключениями. Вернул ли аукционный дом Кристис русскому олигарху Вексельбергу 2,9 миллиона долларов за купленную им подделку, мне неизвестно.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
13.05.2014