Ой, ты фикус, мой фикус, фикус религиозный,
Что стоишь одиноко возле края Земли?
Б. Гребенщиков
Дерево Бодхи – как известно любому, кто имеет минимальные представления о буддизме – это дерево, медитируя под которым принц Сиддхартха Гаутама собственно и стал Буддой.
Почему-то широко распространено мнение, что дерево Бодхи – это баньян. Это заблуждение. Баньян – дерево прекрасное, я бы даже сказал, шикарное такое, в лучших своих образцах прямо-таки дерево город. Но Будда Шакьямуни стал Пробужденным под другим деревом – пиппалой (санскр. ashvattha), латинское название которого Ficus religiosa. Баньян – он, если уж на то пошло 🙂 , тоже фикус, но Ficus indica. И к разного рода пробуждениям баньян тоже причастен 🙂
Опять же, как известно любому, кто имеет минимальные представления о буддизме, два главных направления в современном буддизме – это Тхеравада и Махаяна. Согласно первого Будда был человеком, первым проложившим Путь к Освобождению. В то же время Будда Махаяны имеет, скорее, божественную суть, чем человеческую и до нашего родного 🙂 (исторического) Будды Шакьямуни были другие Будды и будут еще (Майтрейя). Из тибетских источников мы можем узнать под каким деревьями пробуждались предыдущие Будды (Роберт Бир “Энциклопедия тибетских символов и орнаментов”):
1. Випашьин — достиг просветления под деревом ашока с красными цветами (Saraca indica).
2. Шикхин — достиг просветления во время пребывания перед пундарикой, или белым лотосом.
3. Вишвабху — достиг просветления под деревом сал, или сала (Vatica robusta, Shorea robusta).
4. Кракучандра — достиг просветления под деревом шириша (Acacia sirissa).
5. Канакамуни — достиг просветления под величественным фиговым деревом, или удумбара (Ficus glomerata)”.
И, внимание, возвращаемся к баньяну: ”
6. Кашьяпа — достиг просветления под деревом баньяна (Ficus indica), широко известным по всей тропической Азии”.
Что же касается, Майтрейи – Будды будущего, то уже известно, что он пробудится под под навесом из белых цветов дерева нага, или чампака (Michelia champaka).
Но вернемся к самому близком нам Будде – Будде Гаутаме. Практически во всех традициях и культурах деревья – в Вертикальном измерении – образы Мирового дерева. Но те, кто бывал в Южной Азии прекрасно понимает, что тень деревьев – это, и то, что спасает от жары жаркой (горизонтальное измерение). С деревьями связана и жизнь и смерть Будды. Зачат он был под деревом ашока (символ любви, дерево Камы). Родился под деревом сал. Медитировал долгое время под деревом розовой яблони, или деревом джамбу. Реализацию обрёл в тени священной пиппалы, или дерева бодхи, а в паранирвану ушёл между двумя деревьями сал в Кушинагаре.
То дерево Бодхи, которое сейчас растёт в Бодхгайе на месте пробуждения Победоносного Взошедшего – разумеется не то же самое, под которым он стал Буддой. Но оно имеет к нему отношение, можно сказать, что это пра-правнук того самого дерева.
Остается добавить, что согласно традиции в каждом буддистском монастыре должно быть дерево символизирующее дерево Бодхи. Там, где позволяют природные условия, как правило, это, как и полагается, Фикус Религиоза, который, как пел, БГ “стоит на краю Земли”. Но край Земли, в данном случае, скорее, есть место, в котором, опять же словами БГ “небо становится ближе”.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
21.03.2017