Ганики – куртизанки Древней Индии
Полеты над волнами.
О, дивнобедрая!
Познавшая науку услады, становится желанной во всех трех мирозданиях!
Сад Услады. Тайные предписания для ганик. Индия, Канчипурам, 7-й век н.э.
Мой любимый пляж на Севере Гоа – Большой Вагатор – его дальняя часть, куда индийские отдыхающие практически не доходят. Здесь на берегу есть несколько кафе с недорогой, но, тем не менее, вкусной едой. Это отличное место для любования закатом. Ярко оранжевый диск Солнца садится прямо в море-океан. Зрелище весьма и весьма притягательное и романтическое. В этот закатный час, сидя за столиком в кафе за кружечкой гоанского рома Олд Манк (Старый Монах) можно познакомиться с интересными людьми и услышать удивительные истории.
В один из таких закатных вечеров небольшая интернациональная компания делилась своими впечатлениями от путешествий по Индии. Кроме меня (Писатель), нашу страну представляли мои постоянные спутники по странствиям – Доктор и Профессор. Также за составленными столиками присутствовали двое ребят из Казахстана (Юра и Миша), две чешские девушки (Хелен и Моника) и австралийский кайт-серфингист Стив. Мы, а точнее, Доктор, отличающийся особой словоохотливостью, рассказали о разного рода чудесных событиях, произошедших с нами во время наших поездок по Индии (читайте «Индуистский экзорцизм» и «Огни Джайпура»). Рассказали свои истории и Юра с Мишей, и Хелен с Моникой. А когда мы приступили ко второй бутылке гоанского рома, за рассказ принялся Стив.
С ним мы познакомились еще днем, когда катались на досках на волнах. Нет, мы не серфили, специальные доски, использовавшиеся нами для катания на волнах по размеру составляют, наверное, лишь треть доски для серфинга. На такую доску нужно успеть запрыгнуть и улечься на живот лицом вниз за секунду до того момента, когда тебя должна накрыть волна. Если все сделал правильно, то волна подхватывает тебя и несет метров тридцать-пятьдесят до самого берега. Не буду скрывать, удовольствие совершенно поросячье. Провести за этим занятием можно и полчаса, и час, и два.
Но Стив на таких «детских» досочках не катался. У него был настоящий серф и в придачу к нему парашют. Этот высокий широкоплечий голубоглазый блондин буквально летал над волнами. Я и не подозревал раньше, что это может быть так красиво и так вдохновляюще. Но особо запомнился один момент, когда все, кто был на берегу застыли в немом восхищении. Стив катался примерно в метрах ста от берега, а еще в метрах двухстах дальше в море иногда показывались дельфины. И вот в один прекрасный миг, когда Стив крутил сальто над волнами, внезапно появившиеся дельфины также стали крутить свои кульбиты над водой. Это было просто волшебно. Не скажу, что у человека и дельфинов был какой-то синхрон, но определенно они друг друга не только видели, но и чувствовали и творили свой танец над волнами совместно.
Человек, породнившийся сразу с двумя стихиями – воды и воздуха, конечно же, заслуживает, по меньшей мере, уважения. Мы и подошли к нему, чтобы высказать свое восхищение его полетами над океанскими волнами. Так, собственно говоря, и познакомились.
Знакомство продолжилось вечером за столиком кафе. Стив, сказал, что наши рассказы ему пришлись по душе, но своей историей пообещал удивить даже таких искушенных путешественников как мы. Он разлил по нашим бокалам ром и предупредил, чтобы мы устраивались поудобнее, потому как рассказ его будет долгим. Долгий, так долгий, спешить то все равно некуда (спешащий человек в Гоа – это какой-то уж совсем особенный извращенец).
До своего приезда в Гоа, Стив катался на волнах в Керале, индийском штате, славящемся своими аюрведическими курортами. Он предавался своему увлечению в местечке под названием Варкала, довольно популярном у западных туристов и славящемся своими волнами. Впрочем, об индийских волнах, как в Гоа, так и в других местах, Стив отзывался как о баловстве, объясняя, что катается он здесь только потому, что уже не может ни делать этого, куда бы ни приехал, а основной целью его поездки было все же знакомство с культурой и людьми Бхарата (древнее название Индии).
Однажды Стив узнал, что в одной из керальских деревень будет проходить особо красочный праздник в честь ежегодного недельного возвращения демона Бали на Землю. Здесь, следует сделать небольшое отступление и рассказать об этом известном каждому индийцу мифе. Итак, речь пойдет об одном из главных богов Индуизма – Вишну. У него было десять аватар (земных воплощений), когда он появлялся на Земле в виде какого-либо живого существа чтобы спасти человечество или защитить верующих. Точнее аватар было девять, а десятая – Калки – всадник на белом коне – должна еще появиться когда настанет что-то отдаленно похожее на то, что европейцы называют концом света. Одной из таких аватар был карлик Вамана, спасший мир от Бали. Последний своими суровыми аскетическими практиками и великим благочестием (в частности, он следовал обету не отказывать в просьбах) добился многих милостей от богов и получил власть над тремя мирами (небом, землей и подземным миром). Сложно сказать сильно ли он притеснял своих подданных, ведь Бали славился своим благородством. Но некоторые неудобства, во всяком случае, богам он принес, ведь владыка небесного мира бог Индра потерял свою власть. И тогда его мать Адити уговорила Вишну помочь вернуть сыну его царство. Вот тут Вишну и принял облик карлика и предстал перед Бали, причем каким-то образом приглянулся последнему и демон предложил ему выполнить любую его просьбу. Карлик попросил у Бали всего немного – то пространство, которое он сможет охватить своими тремя шагами. Благородный демон удивился, что Вамана хочет так мало, но согласился. Тогда, карлик преобразился и принял Тривикраму (гигантскую форму). Первым шагом он переступил через небо, вторым – всю землю, а третьего делать не стал, оставив Бали во владения подземный мир. По преданию все это происходило именно на месте той деревни, где и намечался праздник, о котором стало известно Стиву. Раз в год Бали дозволено вернуться на Землю и жители этой деревни имеющие отдаленное родство с демоном (как они считают) отмечают его возвращение всякими веселиями, песнями, плясками и разного рода непотребствами. Последнее Стива заинтересовало особенно и он решил во чтобы-то ни стало попасть на этот праздник.
Праздник в деревне Гопари.
О, ганика!
Лотосоокая и тонкостанная,
Во всех мирах богам и людям ты желанная,
Ты даришь милость высшего блаженства,
О, отблеск неземного совершенства!
Сад Услады. Тайные предписания для ганик. Индия, Канчипурам, 7-й век н.э.
До деревеньки этой добраться было непросто. В современной, ориентированной на туризм Индии, все же есть еще труднодоступные места, где не ступала нога западного туриста. Одним из таких мест и была деревушка Гопари. Чтобы попасть в нее нашему герою пришлось вначале ехать автобусом, затем на такси, после чего еще и на лодке по керальским речным заводям.
В самой деревушке Стива ожидала торжественная встреча. Его тепло приветствовали члены панчаята (кастовых советов). После не очень разнообразного, но обильного обеда, Стиву устроили небольшую экскурсию по деревне, где он убедился, что в деревнях традиционная система варн (каст) еще сильна.
Поскольку далеко не все читатели сильны в тонкостях индийского общественного устройства, расскажу немного о системе варн. Основных варн четыре – брахманы (жрецы, мыслители), кшатрии (воины, правители), вайшью (торговцы, земледельцы, собственники чего-либо) и шудры (наемные рабочие). Есть еще и парии – неприкасаемые, не относящиеся ни к какой из вышеназванных варн. Их еще, с подачи Махатмы Ганди называют хариджанами, т.е. детьми бога. И у них же, разумеется самое незавидное положение в индийском социуме. Существует и более мелкое профессиональное деление на джати (для западного человека более привычно португальское слово «каста»). В рамках той или иной варны может быть множество каст, например, каста торговцев ювелирным изделиями, каста горшечников, каста велорикш, каста лодочников и т.п. В мегаполисах, таких как Дели, Бомбей или Калькутта, Ченнаи (Мадрас) грани между кастами постепенно стираются, но в глубинке они во многом определяют социальную жизнь.
В той деревне, по которой экскурсировали Стива было строгое деление на места проживания. В самом лучшем жили брахманы и кшатрии, в месте чуть похуже – вайшьи (хотя некоторые дома там были получше брахманских), а в самом плохом – шудры. В каждой части деревни был свой собственный колодец и свои места для собраний. Но праздник должен был состояться на самой большой – брахманской площадке, куда на эти несколько дней был разрешен вход даже шудрам – немыслимое для обычного времени послабление. Во время возвращения на Землю демона Бали рушились все табу и социальные запреты.
Сам праздник начался ближе к вечеру. Интересно, что в начале жители деревни посетили маленький храм бога Вишну (обхитрившего Бали), принесли ему бескровные жертвы и только потом отправились к временному алтарю в честь самого Бали. Поначалу все было похоже на традиционные индуистские ритуалы: воскуривание благовоний и приветствие сторон света огнем (для этого используются разные виды огненных светильников). Но затем настал черед нетрадиционного – всем были предложены чаши с крепким алкогольным напитком, символизирующий ритуальный напиток древних ариев Сому. Алкоголь стразу ударил в голову Стиву, а тут еще и затягивающая в свои пространства ритмичная музыка. Австралийский путешественник сам того не заметил как оказался в центре танцевального круга, отплясывая какие-то замысловатые «па».
Минут через десять на смену бурным пляскам пришли танцы костюмированные. Танцоры в масках богов и демонов разыгрывали мифологические сценки (танцевальная драма Кералы называется катхакали). Стив даже не подозревал, что это может быть настолько захватывающим. Он словно маленький индийский мальчик, смотревший это представление рядом с ним, проживал все эти истории так, будто они происходили с ним самим. Грани между фантазией и реальностью, между миром людей и миром иных существ, исчезли. В этом состоянии, когда логическое мышление было отодвинуто куда-то на задворки сознания, становилась понятной глубинная суть индийских мифов, воспринимаемых обыденным сознанием, как нечто наивное и поверхностное.
По окончанию костюмированного представления по кругу опять пошли чаши с местной «сомой». И тут же начались парные танцы, в ходе которых Стив обнаружил, что местные девушки кажутся ему уже намного более симпатичными чем пару часами ранее. Да и он, похоже, нравился многим из них, поскольку такой популярностью у противоположного пола не пользовался ни один из их соплеменников.
Но в один прекрасный момент (а его состояние уже сплошь было из прекрасных моментов) он обнаружил, что танцует с молодой женщиной необычайной красоты, которую он за все проведенное в деревне время еще не видел. Да и одета она была иначе, чем деревенские девушки – драгоценности и тончайшие шелка свидетельствовали, как минимум, о высоком происхождении прекрасной незнакомки.
И тут Стив отметил две странности. Во-первых, кроме него восхитительной красоты девушку не замечал больше никто. И, во-вторых, он обнаружил, что может без проблем с ней разговаривать, при том что на местном языке керали он знал всего несколько слов.
– Кто ты, таинственная незнакомка, — под воздействием «сомы» вопрос Стив задал в духе средневековых рыцарских баллад.
– Я ганика. Ганика Расика – ответила девушка.
Ганика Расика
О, ганика, я столько ждал,
С тобою встречи! Как награда
Богов, тому, кто был удал
Твоя любовь, твоя услада.
Неизвестный поэт. Индия. 11-й век. Империя Виджаянагар.
– Я ганика. Ганика Расика – ответила девушка.
– Очень приятно, Стив. – смущаясь, пробормотал австралиец.
Впрочем, смущение его быстро прошло. С Расикой было необыкновенно легко, так легко, как ему никогда не было ни с одной из представительниц противоположного пола. Причем это ощущение легкости никуда не пропадало все то время, которое Стив провел с ганикой.
В тот момент Стив не знал еще, кого называли ганиками в Древней Индии. Так жители Бхарата именовали в стародавние времена тех, кого в Древней Греции называли гетерами (с греч. спутница радости). Надо сказать, что, как и везде в Индии всегда существовали институты платной любви. Более того, до самого недавнего времени при многих храмах жили девадаси – проститутки, жертвенно отдававшие себя божеству. Мужчина, вступавший в контакт с такой женщиной, через нее также служил божеству. Девадаси в Индии было довольно много, при некоторых храмах до нескольких тысяч. Но в древности была еще и элитная каста индийских куртизанок – ганики, доступные только высшей аристократии. Это были образованнейшие женщины своего времени, они были сведущи в музыке, литературе, философии, политике и самых разных искусствах, в том числе, разумеется, и в искусстве любви. И, конечно же, они отличались изысканной красотой.
Но, напомню, в момент знакомства с девушкой Стив понятия не имел о том, кто такие ганики, а если бы и имел, то вряд ли ему от этого стало легче, ведь со времен мусульманского завоевания Индии ганик в стране больше не было.
Но думать о чем-либо подобном ему было просто некогда. Расика предложила станцевать для него женский танец чолукатту. Они уединились в комнатке, выделенной Стиву деревенским старостой, как почетному гостю праздника. Австралиец устроился в углу на циновке, а Расика начала свой танец в центре комнаты.
Изгибаясь всем телом, плавными движениями танцовщица имитировала покачивание лодки на быстрине. Стив вначале наблюдавший за Расикой несколько отвлеченно, постепенно оказался в пространстве танца и на какое-то время очутился в лодке, плывущей средь керальских заводей. Над головой раскинулась другая река – звездная и лодка плыла одновременно в двух измерениях – земном и небесном. Маленькая комнатка с тоненькой циновкой в углу перестала существовать. Исчез и доносившийся с улицы шум – его сменил плеск волн. Расика, закончив танец, прильнула всем телом к Стиву…
Что было дальше Стив, подробно описывать не стал. Он лишь отметил, что подобного в его жизни не было (несмотря на то, что женщин у него было немало) и, скорее всего, и не будет.
– Знаете, — рассказывал нам Стив – все, что у меня было до этого – это лишь крупицы того опыта, что я пережил с Расикой. Это были не кратковременные фрагменты, каких-то сладострастий, кайфов, духовных и телесных откровений, а разлитая во времени услада, когда исчезает разница между обыденным и сакральным и ты ощущаешь весь мир через другого человека. И это настолько сладостно, что теряется ощущение времени. Мне казалось, что прошло несколько дней, но в реальности наше общение с Расикой продолжалось только несколько часов.
Утром Стив не обнаружил Расику ни в своей комнате, ни в деревне. Более того, оказалось, что из местных жителей ее не видел никто и все дружно уверяли Стива, что он просто «перебрал» местной «сомы». Правда, один из брахманов отнесся к его рассказу серьезнее, чем остальные и посоветовал обратиться к одному особо ученому жрецу в храме Шивы в Тривандруме. Он же рассказал австралийцу о том, кем были ганики.
Через пару дней Стив, отыскав отрекомендованного ему жреца, поведал ему свою историю. Тот, выслушав его, на минутку удалился и вынес две странички какой-то древней рукописи.
– Что это? – спросил Стив.
– Это Сад Услады. Тайный трактат для ганик. Точнее те небольшие фрагменты, которые от него сохранились. И знаешь, кто написал Сад Услады?
– Кто же?
– Ганика Расика. – лукаво взглянув на ошарашенного Стива, брахман продолжил, – это была самая известная ганика за всю историю Индии. Ее любовь невозможно было купить ни за какие деньги – она сама выбирала себе мужчин. Однажды ее посетил Лорд Шива и она произвела на него такое впечатление, что он забрал ее в небесные чертоги. И только раз в году она возвращается на Землю в свою родную Южную Индию и дарит свою любовь наиболее достойному человеку. Тебе, юноша, неслыханно повезло.
Собственно говоря, вот и вся история, рассказанная нам австралийским кайт-серфером. Когда он закончил мы долго еще сидели молча в кафе, слушая шум океанских волн. Видно было, что не все поверили Стиву, но я почему-то не сомневался, что все им рассказанное – правда. Подобное могло произойти только в Индии – стране, где порой невозможно разобраться, где иллюзия, а где реальность.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
Декабрь 2009 г.
БОЖЕ!!!
КАК КРАСИВО!!!!
Рассказ о встречи с девушкой в момент праздника…отозвался на теле!!! и продолжался все время описания, мелким покалыванием по рукам, плечам, спине… а потом сильно бросило в жар!!!
Энергетика потрясающая!!!
От чего?))
Читала-то много и разного!!!)
СПАСИБО!!!!
И Вам спасибо:)