С самого начала отмечу, что данный материал представляет собой рассуждения далекие от естественнонаучной парадигмы, для которой само по себе понятие “Места Силы” не является заслуживающим внимания.
В то же время мне претит бездумно-восторженный подход современного эзотерического фаст-фуда, когда красивые слова прикрывают пустышку. Я видел довольно много людей, которым можно было показать на любой камень, сказать, что это Место Силы и вызвать тем самым бурную радостную реакцию. Или же псевдоглубокую сосредоточенность, призванную показать, как они чувствуют это Место. Для таких людей характерно отсутствие критического подхода и вряд ли их возможно в чем-то переубедить. Впрочем, такая цель передо мною и не стоит 🙂
По роду деятельности мне часто приходится бывать в местах, именуемых Местами Силы. И уже несколько лет я наблюдаю интересный феномен, названный мною “сдуванием”. Представьте себе воздушный шарик. Когда он полон воздуха – он красив и обладает способностью к полёту. Но когда он сдувается, то уходит и красота, и лётные качества.
Мне кажется тоже самое происходит и с Местами Силы. Те, из них которые связаны с великими мистиками прошлого (например, с Падмасамбхавой) ими же и “надуваются”. Со временем “воздух” выходит. И тем сильнее “сдувание”, чем больше людей несопоставимых с этим местом его посещают. И главный “убийца” подобных мест – массовый туризм.
Я прекрасно помню как я впервые попал в главный зал старого монастыря Табо. Это было путешествие на машине времени. Я провалился на 1000 лет. Мощнейшие были переживания. Примерно таким же впечатляющим было и моё знакомство с храмом Махакалы в монастыре Тангут.
Я упоминаю эти места по той простой причине, что бываю там каждый год вот уже десять лет. И своими глазами вижу, как всё меняется по мере увеличения потока туристов.
Может дело не в туристах, а в том, что моё восприятие стало “замыленным” и нет ощущения новизны? Или в силу личных особенностей я стал хуже чувствовать “тонкие энергии”? Не буду исключать и это, но всё же я считаю, что Места Силы “сдуваются” прямо пропорционально количеству туристов их посещающих.
Более устойчивы к “человеческому фактору” природные Места Силы (водопады, озёра, скалы, пещеры, морские бухты), но и они загрязняются в прямом, и переносном смысле. И как я уже отмечал в статье “Пай – не тот, Гоа – не то, вместо цирка – шапито” – дальше будет хуже. Если раньше я без раздумий делился хорошими природными местами со всеми, то теперь как-то не очень сильно хочется это делать 🙂
Закончить этот материал хочется цитатой из книги Мачиг Лабдрон (великая тибетская йогиня) “Отсекая надежду и страх”:
“Это места, где присутствует волна вдохновения (тиб.: byin rlabs) Тела, Речи и Ума Будд и Бодхисаттв, места, где собираются даки и дакини, места, обладающие энергией трех аспектов Просветления, места, в которых эта энергия пребывает постоянно. Это места, где сыновья и дочери Будды проявили свои просветленные Тело, Речь и Ум. Такие места есть везде: скалы, реки, озера, рощи, которые были связаны с ними. Эти места силы не появились силой сосредоточения и почитания людей, это естественные места силы с природной энергией, их называют всеобщими священными местами.
Частный аспект этих духов связан с местами, ставшими священными силой сосредоточения на них внимания множества людей, – это те места, где находятся священные символы, ступы, реликвии и т. д., символизирующие Тело, Речь и Ум Пробужденных. Каменные скульптуры, статуи, вырезанные и написанные на камнях мантры, рисунки, часовни и другие вещи, сделанные с культовой целью. Например, места силы двенадцати богинь Тенма (тиб.: brtan ma) – хранительниц, защищающих учение. Их священные места обладают большим благословением, и духи-хранители местности ассоциируют себя с такими местами”.
22.00.2018