Последние пару недель я пребываю в интеллектуально радостном возбуждении:), связанном со чтением книги Максима Кантора “Учебник рисования”.
Эту книгу ряд критиков называет главной книгой последнего десятилетия. Виктор Топоров считал, что ее нужно изучать в школах. Я соглашусь и с первым, и со вторым утверждением. Роман выполняет главную задачу настоящей литературы – заставляет задуматься. Он способствует прозрению и пробуждению. Местами очень неоднозначно, конечно, но, живое искусство не может быть однозначным.
Но я, собственно, не пишу рецензию. Сегодня меня улыбнуло совпадение. Читаю у Кантора:
“Поколение безобидных бунтарей 68-го, достигнув зрелых лет, сменило джинсы на костюмы в полоску, а бутылки и булыжники на бомбы. И кидает теперь эти бомбы не в своих профессоров, а в другие страны. Джек Стро, посылающий британских мальчишек убивать незнакомых им людей, – прямой участник славных сор боннских событий, а Йошка Фишер, вчера бомбивший Белград, – хиппи со славным свободолюбивым прошлым… Мы наконец дожили до мира, которым правят свободолюбивые шутники – но отчего-то получается и несвободно, и невесело… Драки на Сен-Мишель и скандалы Латинского квартала только предваряли сегодняшнюю бойню. Когда мандат отцов пришел в негодность, лишенные наследства сыновья призвали на помощь свободолюбивую интеллигенцию, авангард, контркультуру, новую философию: хиппи 68-го, философы-деконструктивисты, мастера постмодернизма, шутники и кривляки бойко взялись за дело – расчистили место для нового серьезного утверждения. Шутка и деконструкция, – вот и все, что требовалось, чтобы дать время вырасти новому хозяину. Дискурс и интерпретация – мощное оружие, которое постановили использовать против институциональной твердости, присущей модернизму. Надо было только расчистить место, надо было подготовить приход нового порядка. Надо было только посмеяться вволю и подождать, пока он подрастет, этот оригинальный недоросль, этот милый остряк, ниспровергающий кумиров прошлого – наш новый хозяин.
Они и не заметили, что он их кормил вовсе не для того, чтобы они выросли, а только затем, чтобы они служили. Ахнули, только когда поняли, что смеются они в одиночестве, что борются за демократическую цивилизацию, которой в природе нет – и никогда не было”.
И тут же вижу в Фейсбуке ссылку на рецензию книги Клео Одзер «Фрики Гоа: моя хиппи молодость в Индии», написанную Сергеем Голубицким. И в ней “детям цветов” очень крепко достается “на орехи”. Я согласен не со всеми выводами, как Голубицкого, так и Кантора, но совпадение забавное.
P.S. “Учебник рисования” Максима Кантора настоятельно рекомендую к прочтению всем, кто не разучился думать самостоятельно, а не шаблонами, навязанными обществом потребления.
26.08.2013