На Сайте Востоколюба очередной материал, посвященный малоизвестным местам Таиланда. Именно эта статья пострадала от недавней хакерской атаки на сайт. Надеюсь удалось восстановить ее полностью.
Ват Кхек – самый известный храм Нонг Кхая
Городок Нонг Кхай, что на Северо-Востоке Таиланда, прекрасно знаком многим иностранцам, проживающим в Сиаме долгое время. Не то, чтобы они ценили его за исторические достопримечательности или буйство ночной жизни. Нет, всё более прозаично. Нонг Кхай находится на берегу Меконга на границе с Лаосом. А от границы до Вьентьяна, где можно сделать очередную тайскую визу, всего ничего. Поэтому по сути Нонг Кхай для подавляющего большинства экспатов и туристов – транзитная остановка.
Правда, в полнолуние одиннадцатого лунного месяца Нонг Кхай заполняют толпы туристов (в основном тайских), приезжающих посмотреть на одно из природных чудес – Нага Файербол, когда из Меконга вылетают огненные шары, испускаемые, как гласит предание, гигантским змеем-драконом. Происходит это не в самом Нонг Кхае, а немного в сторонке (у городка Пон Писай), но туристы предпочитают селиться в самом Нонг Кхае.
На мой взгляд, Нонг Кхай заслуживает того, чтобы в нем провести, как минимум, денек. Есть здесь парочка мест, заслуживающих внимания любознательных туристов из далеких северных стран.
Одно из них Ват Кхэк (Сала Кэуку) – храм, являющийся близнецом лаосского Будда Парка (25 километров от Вьентьяна). То, что эти два места так похожи неудивительно, поскольку возводились одним и тем же человеком – мистиком и скульптором Бунлыа Сулилатом.
Согласно распространенной легенд Бунлыа Сулилат в молодости отправился в паломническую поездку в Индию. Где-то в Гималаях он буквально провалился в пещеру отшельника, который и стал его духовным наставником. Сулилат учился у него несколько лет, затем вернулся в Лаос, где соорудил вместе с учениками Будда парк, после чего перебрался в Таиланд и построил тайский аналог Будда парка – Ват Кхек (3 километра от Нонг Кхая в сторону Пон Писай).
Пишут, что под конец земного существования Сулилат сошел с ума и поэтому некоторые скульптуры Ват Кхека такие странные. Проверить сложно, но сомнительно.
Странность скульптур объясняется просто – Ват Кхек не есть чисто буддистский храм. Здесь присутствует синтезированное учение Сулилата – своеобразная смесь буддизма и индуизма. Те фигуры, которые кажутся странными, людям привыкшим к буддийской иконографии, совсем не кажутся странными тем, кто знаком с индуистской иконографией. Например, богиня Дурга, побеждающая асура Махиши.
По легенде этот асур в награду за свои духовные подвиги получил почти полную неуязвимость. Победить его могла только женщина. Когда Махиша стал притеснять богов, то последние решили, что его нужно обезвредить и обратились за помощью к супруге Шивы. Каждый из богов дал ей свое оружие (всего 18 видов оружия у нее) и поделился своей силой. И ей удалось одержать победу.
Много здесь и несколько экстравагантных скульптур. Например, парочка влюбленных – олицетворение девиза “Любовь не только до гроба, но и после!”
Или вот этот мужик, разбирающийся с душившей его жабой.
А у этого монаха вовсе не теннисная ракетка, как можно подумать. Это – опахало. Кстати, это один из атрибутов, по которым можно определить место монаха в иерархии Сангхи.
Но самые забавные – сексуально озабоченные собачки, поклоняющиеся слону.
Некоторые из них едут на автомобиле.
На мой взгляд, ничего, что свидетельствует о якобы сумаcшествии Сулилата здесь нет. Во-первых, еще раз хочу подчеркнуть – здесь смесь буддизма и индуизма. Во-вторых, в Таиланде мне приходилось бывать в буддистских храмах, где скульптуры были не менее экзотичными.
В целом же Ват Кхек – место вполне достойное посещения.
09.05.2014
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!