Горный народ лису. Всё, что нужно о нём знать

Lisu

Лису в Музее горных народов в Чианг Мае

Так уж получилось, что именно на моем сайте представлено больше всего материалов о горном народе Лису (и других горных народа Таиланда) на русском языке. Не потому, что мой сайт такой уж замечательный 🙂 Все-таки я не профессионал, и этнография (точнее, некоторые ее разделы) – моё хобби. И времени на это хобби я выделяю не так много, как хотелось бы, увы. В то же время, на других сайтах, посвященных Таиланду информации о лису либо совсем мало, либо она не всегда точная. А потому “взялся за гуж, не говори, что не дюж” 🙂 Продолжаю размещать материалы о лису.

Данная статья представляет собой обзор научных данных о народе лису на основе этнографического сборника “Народы Восточной Азии”, изданного в 1965 году. Прошло уже 50 лет с того времени, многое поменялось. Но традиции у лису живучи и пятьдесят лет не тот срок, чтобы они исчезли. А фундаментальные основы – могут исчезнуть разве что с исчезновением народа.

Народ лису

Итак, лису относятся к Тибето-бирманским народам. Их язык входит в языковую подгруппу ицзу.

Lisu

Я и девушка-лису 🙂

Лису перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному примерно в середине 20-го века, при этом сохраняя множество первобытнообщинных пережитков.

Проживают Лису в Китае (больше всего – около 700 тысяч), Таиланде (примерно 26 тысяч), Бирме, Камбодже, Индии. Кстати, в Китае на 1965 год насчитывалось 317 тысяч лису – за 50 лет численность народа увеличилась вдвое. Всего в мире на сегодня проживает примерно 750-800 тысяч лису.

Как и у многих других народов в Азии у лису политональный язык, отдельные диалекты и говоры его имеют 6—12 тонов. Порядок слов в предложении строго определен.

Основное традиционное занятие лису в Таиланде — земледелие (кукуруза, рис, раньше – опиумный мак). Увы, лису из-за приверженности к высокогорному подсечно-огневому земледелию являются уничтожителями плодородных почв и распространителями лесных пожаров. В последнее время, правда, тайские органы власти пытаются бороться с этим, но не всегда успешно – лесные пожары в горах бывают каждый год (февраль-март). Справедливости ради, отмечу, что в этом замешаны и представители других горных народов (лаху, хмонги).

Lisu

Хороводы лису

Лису делятся на роды. Названия родов идут от названий животных, насекомых или растенияй: тигр, баран, пчела, рыба, крыса, обезьяна, птица, медведь, бамбук, гречиха и т. д. То есть мы здесь наблюдаем признаки тотемизма. Известно, что члены рода медведя не убивали медведя и т.д.

Во главе деревни – старейшина самого крупного рода. Он избирается пожизненно. Его главные обязанности – решение внутриродовых дел, разрешение споров, распоряжение обрядом жертвоприношения.

Жилой дом у лису двух типов. Первый, самый распространенный, — тип деревянного срубного одноэтажного дома, в плане прямоугольника. Второй тип распространен в долинах рек. Это деревянные свайные двухэтажные дома: первый (свайный) этаж приспособлен для скота, на втором живут люди. Этот тип характерен для Юго-Восточной Азии. Крыша двускатная, из травы. Стены деревянные или плетеные из бамбука. В некоторых районах есть глинобитные дома.

Жилой этаж домов состоит из двух комнат, одинаковых по размеру. Пол покрыт бамбуковым настилом. Вход в дом находится в левой части стены. Очаг всегда в центре комнаты. Над очагом треножник с котлом. Очаг считается священным местом. Внутренняя, вторая комната также имеет в центре очаг. На стене висит оружие, охотничьи принадлежности. В некоторых районах внутренняя комната считается запретной, нечлены семьи не могут без приглашения входить в нее. Спят вокруг очага.

Lisu

Мужчины-лису

Наиболее распространенной пищей является каша из кукурузы, риса. Пищу сильно перчат (перец черный). Принимают пищу обычно два раза в день. Едят сидя на полу. Пищу накладывают в деревянные чашки и употребляют палочки типа китайских куайцзы. Многое из утвари сделано из бамбука — сосуды для хранения воды, пищи и т.д.

Из напитков употребляют чай, местное злаковое вино. Вино готовят из кукурузы или гаоляна (злаковое растение). В зерно, залитое водой, кладут закваску, после брожения получается некрепкое вино.

Брак у лису патрилокальный (жена переходит на жительство в родовую общину мужа). До брака во время празднеств было допустимо свободное половое общение девушек и юношей. Для этого у лису были так называемые «общие дома». После работы молодежь собиралась в этих домах, где до глубокой ночи, сидя вокруг огня, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали героические истории. Затем все вместе ложились спать. Вдовы и вдовцы также могли участвовать на таких собраниях. Браки запрещались только между родными братьями и сестрами. Обязательным требованием для вступления в брак являлось совпадение в возрасте. Был предпочтителен, однако, и широко распространен кросскузенный брак (брак с дочерью брата матери или сестры отца). Прежде нередкими бывали случаи умыкания невесты. Но обычно крали девушку, предварительно заручившись ее согласием на брак.

Lisu

Девушки-лису

В день заключения договора о свадьбе родные невесты приглашали родственников, друзей, угощали их. Родные жениха преподносили подарки (вино, ткани, скот). Пелись ритуальные песни, произносились, по давно установившемуся образцу, поздравительные речи с пожеланиями счастья. В день свадьбы родители, родственники, подруги провожали невесту в дом будущего мужа. На половине пути их встречали представители жениха, которые и сопровождали их далее к его дому. Когда все они подходили к дверям дома, несколько юношей (чаще трое или четверо), заранее выделенных стороной жениха, небольшими деревянными палками в шутку били родственников невесты, приговаривая, что они «бьют чертей». Двери дома в это время были закрыты и невесте не разрешали войти в дом, говоря, что за ней следует злой дух. Родственники невесты отвечали, что нет никаких злых духов, а если они и были, то их убили или прогнали. После совершения этого ритуала двери открывались и невеста входила в дом. Родичи жениха подносили различные угощения (вино, мясо и т.д.).

На второй день сопровождающие невесту родственники, получив кое-какие подарки (обычно продукты питания), возвращались домой. Еще до свадьбы родители жениха строили для него отдельный дом, куда он на вторую ночь и уходил с молодой женой. На 13-й день после свадьбы молодая с мужем отправлялась в дом своих родителей, которые также устраивали в их честь угощение. В течение следующих 13 дней молодые жили в доме родителей жены, потом окончательно возвращались в свой дом. Там их встречали родители мужа и дарили молодой курицу, котел, свинью, сельскохозяйственный инвентарь. С этого времени молодые начинали вести самостоятельное хозяйство.

Lisu

Лису

Если оказывалось, что жена не рожает мальчика, то с ее согласия муж мог взять в дом еще 2—3 жены. У лису также существовал обычай левирата (вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа). В отличие от других народов той же этнической группы у лису левират может быть и старший и младший. Вдова и вдовец могли вторично вступить в брак. Положение женщины в семье и обществе было и раньше довольно высоким. Случаи развода сравнительно редки. Если развод был по инициативе мужа, то происходил раздел детей: девочки оставались с матерью, мальчики оставались с отцом. Если развода требовала жена, она все своя вещи и детей оставляла в доме мужа.

Когда в деревне узнают о смерти своего односельчанина, то все считают своим долгом обязательно побывать в доме покойного. Покойника хоронят в деревянном гробу. Впереди траурной процессии идут 3— 4 юноши, они держат в руках ножи, танцуют и громко кричат, чтобы отогнать злых духов. Обычно хоронят на склоне горы. Общих кладбищ у лису нет. Могилу делают ровной, без земляного холмика. Над могилой вешали вещи покойного, которыми он пользовался при жизни. За могилой после погребения не ухаживают.

По верованиям большинство лису анимисты. Особенно почитаем бог деревни Халани. После сбора осеннего урожая ему приносили жертвы. Богу охоты Суии обычно приносили жертвы перед охотой. У лису нет храмовых помещений, нет и изображений богов. В некоторых местах исследователи отмечали наличие фетишей. Кроме упомянутых божеств, лису верили в духов воды, гор, камня, дороги, реки. Деление на добрых и злых духов резко не выражено. В каждой деревне было два шамана. Один из них назывался нипа, другой нигупа. Нипа проводил гадания, читал священные каноны. Нигупа убивал жертвенных животных, занимался «изгнанием чертей». Раньше шаманы пользовались большим авторитетом. У лису не было более образованных людей, чем шаманы. Они были хранителями исторических преданий. В начале нашего века у лису получило распространение христианство. Но крестьяне во время болезней по-прежнему приносили жертвы, обращаясь к помощи нипа и нигупа.

Главным праздником является Новый год, который отмечается по лунному календарю с 27-го числа двенадцатого месяца по 9-е число первого месяца. Дома, у очага, пьют вино, рассказывают предания, легенды, высказывают пожелания благополучия и счастья в новом году.

Lisu

Фестиваль лису

7-го числа первого месяца отмечается праздник женщины. В этот день женщины не работают: даже пищу готовят мужчины – чем не наше 8 марта? В последний день праздника Нового года женщины готовят самые лучшие кушания и угощают ими мужчин. В конце седьмого—начале восьмого месяцев проводится празднование в честь богов гор, воды и дракона. Музыкальные инструменты богато орнаментированы и украшены подвесными украшениями (раковины, бусы и т. п.). Особенной любовью у лису пользуются так называемые «горные песни». Это песни о любви, о труде, о новой жизни. Иногда один песенный импровизированный сказ может длиться несколько дней и ночей.

Хорошее место для знакомства с народом лису – Пай – чудесный горожок в горах Северного Таиланда. А также, Саппонг и Мэ Хонг Сон. Во многих деревнях есть предложения о хоум-стэй. Зимой во время празднования Нового года в разных деревнях проводят крупные фестивали, на которые съезжаются лису не только из разных районов Таиланда, но и из Бирмы, Китая и даже Индии.

О лису также читайте: Духи лису, кланы лису, танцы лису

Лису – опиум на чеснок

Предсказание Лу

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

18.12.2015

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий