Проституция в современной Индии

Девадаси

Заключительная статья цикла о гетерах Индии. Первая статья — Гетеры Древней Индии
Вторая — Девадаси, ганики и царские куртизанки.
Третья — Храмовая проституция в Древней Индии.
Четвертая – Отношение к гетерам в древнеиндийском социуме.

В современной Индии проституция присутствует в своих низших формах – о ганиках и об образованных гетерах (владеющих хотя бы немногими из 64 искусств) говорить не приходится.

В некоторых храмах (на Юге Индии) до сих пор можно повстречать и девадаси. В свое время, чем больше их было в том или ином храме, тем более значимым считался храм. Цифры в тысячи девадаси на храм, наверное, преувеличение, но, например, в Танджавуре в храме, посвященном Вишну было 400 танцовщиц, а в известном шиваитском храме в Сомнатхе – 500. Был я в этом святилище Шивы несколько лет назад. Девадаси не встречал. Впрочем, не удивительно.

В целом же в штате Гуджарат на четыре тысячи храмов было примерно 10 тысяч храмовых девушек. Но в Тамилнаду, думаю, было похлеще. Известно, что ещё в 1927 году оставалось “около 200 тысяч храмовых куртизанок в округе Мадраса”.

Devadasi

Девадаси

Примерно с середины XIX века против использования в храмах девадаси выступили ряд реформаторов индуизма, справедливо полагавших, что сексуальная эксплуатация женщин не совсем сочетается с этическими идеалами индуизма. Участие в компании против храмовой проституции уже в двадцатом веке принял Махатма Ганди. Он писал: “Душа моя протестует против использования юных девушек в безнравственных целях. Называя их девадаси, мы от имени религии оскорбляем бога”. Он же с горечью отмечал: «к моему великому сожалению, в нашей стране ещё остались храмы, которые не лучше, чем бордель».

Но вековую косность с приправой порока одолеть было не так просто. Только в 50-е года прошлого века возраст девушек, принимаемых в храмы для службы в качестве девадаси, был повышен 18 лет.

В 1988 году практика девадаси в храмах была признанна в Индии незаконной. Тем не менее, по сообщению ряда исследователей она сохраняется еще в некоторых храмах Южной Индии и в храме Джаганнатха в Пури (штат Орисса).

Devadasi

Юная девадаси

Тут следует учитывать индийскую специфику. Федеральные законы могут, скажем так, не очень охотно исполняться на местах. В тот же храм Джаганнатха в Пури в свое время не пустили Индиру Ганди {на том основании, что ее муж был парсом и тем самым она утратила необходимую кастовую чистоту}, а она тогда была премьер-министром страны.

В этот храм, кстати, до сих пор не пускают иностранцев и неиндуистов. Я, будучи в Пури, был рядом с храмом, но даже не предпринял попытку туда зайти, поскольку знал, что некоторые из таких попыток закончились плачевно для иностранцев (они были сильно избиты).

По сообщению ряда источников, в наше время девадаси в храме Джаганнатха появляются при исполнении обряда пробуждения богов или их отхода ко сну. Данные ритуалы сопровождаются танцами с особой эротической символикой.

Отмечу, что в таких храмах своя власть, особенно это относится к огромным храмовым комплексам Южной Индии (в Канчипураме, Чидамбараме, Мадурае и др.), представляющих собой по сути маленькие города.

Devadasi

Девадаси

Но это крупные храмы и крупные города, в которых правительство еще может осуществлять хоть какой-то контроль. А что происходит в индийской глубинке? Там всё гораздо печальнее. Сара Хэррис, снявшая 4-серийный документальный фильм “Проститутки бога”, рассказывает: “Вероятно, девочки до конца не отдают себе отчета в том, что их посвящение имеет элемент секс-работы, пока не наступает их “первая ночь”, когда их девственность продают местному жителю, обычно тому, кто предложил наибольшую плату. Это может быть местный фермер, землевладелец или бизнесмен. Некоторые из девочек говорят: “Я была посвящена богине, но не знала, что придется делать именно это… сейчас религиозной увязки в этой традиции, я полагаю, почти не осталось. Большинство женщин, с которыми мы говорили, не совершают никаких традиционных религиозных обрядов в честь богини. Они считают это бизнесом”.

Что же касается обычной проституции, то и она в современной Индии несмотря на официальный запрет широко распространена. Формы разные — от трущебных борделей до девушек по вызову и экскорта. Автор данной публикации с сугубо этнографическими целями заглянул как-то в делийский квартал красных фонарей. Находится он неподалеку от популярного у самостоятельных путешественников района Пахар Гандж. Представляет собой улицу с двух-трех этажными домами. Первые этажи — магазины с запчастями для тракторов. Бордели — на верхних этажах. Девушки в них, мягко говоря, не отличаются особой красотой. Ценами не интересовался ибо хотелось быстрее сбежать оттуда — очень уж некомфортной была обстановка вокруг.

Но в том квартале красных фонарей девушки были взрослыми. Гораздо печальнее, когда продают и покупают детей. Увы, с этим в Индии сейчас очень плохо. Так, согласно отчёту UNICEF за 2004 год в стране насчитывается 500 000 детей, вынужденных заниматься проституцией.

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Сергей Мазуркевич

27.04.2016

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий