Об Аджанте я прочёл много разных текстов на русском языке. История с так называемым проклятием Аджанты упоминается практически везде. Как автор более десяти книг цикла ォЭнциклопедия заблужденийサ я, конечно же, сомневаюсь во всех этих проклятиях и прочей мистической попсе для широкой публике (например, ォПроклятие фараоновサ – здесь на сайте есть публикация об этом). Так, и тут. Но есть некоторые факты, именно факты, а не досужие вымыслы и слухи, которые заставляют задуматься: а что же всё таки тут не так? Или это такая череда совпадений (возможно и такое), или притягивание ситуаиции (после первого случая), или же всё-таки ответ в той области, куда заглянуть сложно.
Итак, факты.
После того, как англичанам стало известно о существовании пещерного комплекса Аджанты практически сразу пришло и понимание того, что росписи уже в нелучшем состоянии и оно будет становиться ещё хуже. Нужно было делать копии.
Выбор Королевского азиатского общества был удачным ・офицер Мадрасского полка майор Роберт Гилл был замечательным художником и фотографом. Он был действующим членом Азиатского общества Бомбея и именно эта организация привлекла его к работе по фиксированию настенных росписей Аджанты на момент середины 19-го века (с доплатой в 200 рупий к жалованию).
В 1845 году Гилл приступил к работе. К 1863 году он сделал 29 копий больших фресок (росписи Аджанты формально не фрески, а ォа секкоサ, но для удобства я буду использовать привычный всем термин) на холсте практически в натуральную величину. По мере готовности Гилл отсылал их в Лондон, где они экспонировались в музее Ост-Индской компании. В 1866 эти работы были выставлены в Хрустальном дворце Лондона, где все они, кроме четырёх, и сгорели во время пожара, случившегося 30 декабря (за два дня до публичной лекции о противопожарной дисциплине). Четыре сохранившиеся копии Гилла в настоящее время находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне (ряд его рисунков хранится в Британской библиотеке).
Роберт Гилл возвратился в Аджанту и снова принялся за работу. Но он уже часто болел, да и возраст для того времени у него был почтенный — под семьдесят лет. Гилл копировал фрески до самой смерти в 1875 году. Но и с новыми копиями тоже произошла печальная история — они сгорели в другом пожаре, о котором мы сейчас поговорим. А к майору Гиллу ещё вернёмся. Отметим только тот печальный факт, что ни одна из сгоревших копий Гилла не была сфотографирована.
В 1872 году в Аджанту был направлен с учениками профессор искусств, художник и директор Школы искусств в Бомбее Джон Гриффитс. Всё с той же целью — сделать копии фресок. За тринадцать лет эта группа художников создала около трёхсот полотен. В 1885 году они были выставлены в Музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта). В этом же музее хранились и новые копии, сделанные Гиллом. Я так понимаю, что вы уже обо всём догадались. Да, новый пожар уничтожает более ста картин, написанных Гриффитсом и учениками, а заодно и работы Гилла.
Всего из работ Гилла и Гриффитса на данный момент осталось 166 картин. С 1995 года ни одна из них не была на постоянной экспозиции, а половина законсервирована. А всё дело в том, что группа Гриффитса использовала то, что главный авторитет по Аджанте всех времён и народов Вальтер Спинк назвал «дешевым лаком» и это не пошло на пользу копиям — их состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
И ещё об одной истории. С подачи Рабиндраната Тагора, приглашенного в Японию обучаться японской технике живописи, в Индию в 1916 году приехал японский художник Араи Кампо для создания копий фресок Аджанты методом трассировки на японской бумаге васи (этот момент я ещё уточню у друзей художников, поскольку сам не до конца понимаю, как это работало). Он работал примерно два года и в 1918-м году вернулся на родину со всеми рабочими материалами. Хранились его работы в Токийском Императорском Университете, пока, увы, не погибли во время самого разрушительного из известных в Японии Великого землетрясения Канто 1923 года.
Итак, что мы имеем. Целых три случая уничтожения копий стенных росписей Аджанты. Как тут не подумать о «проклятии Аджанты»? И, вот, уже тысячи сайтов перепечатывают друг у друга эту чепуху 🙂 Причем, это они ещё, как правило, о японском инциденте не знают, оперируют только двумя пожарами.
Но попробуем разобраться.
Во-первых, это совершенно не в духе буддизма тех лет — разного рода проклятия и прочие магии-шмагии. Буддизм тогда (как и сейчас) был открытой религией, стремящейся к популяризации всеми доступными способами. То есть чем больше людей через знакомство с копиями фресок узнаёт о буддизме, тем лучше. Такая логика.
Во-вторых, если какое-то проклятие было, логично чтобы оно коснулось тех, кто открыл Аджанту и работал там, как археолог или искусствовед по аналогии с «проклятием фараонов» (тоже известной «липой»).
В-третьих, конечно очень жаль копий именно Гилла, но даже после двух пожаров, как мы выше отмечали, примерно половина копий сохранилась.
В-четвёртых, другими художниками были сделаны копии, которые вполне себе благополучно существуют и до сих пор. Например, с 1909 по 1911 годы в Аджанте работала Кристиана Херрингем (Lady Herringham) и группа студентов из художественной школы Калькутты. Их копии были опубликованы в полном цвете как первая публикация лондонского Общества Индии. Другое дело, что в отличие от предыдущих копировальщиков, эта группа художников больше добавляла в работы «художественной отсебятины», стремясь заполнить дыры и пустоты там, где они были.
В-пятых, начиная с середины девятнадцатого века было сделано множество фотографий Аджанты. И ни с фотографами, ни с их работами, ничего не происходило.
Итак, «проклятия Аджанты» никогда не существовало — сие есть выдумка охочих до сенсаций не слишком умных людей.
Но, может было другое проклятие — касающееся непосредственно Роберта Гилла? Тут следует очень тщательно изучать его биографию. Опять же во всей этой чепухе, что ходит по интернету пишут: «Тень этого проклятия, казалось, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятности разных мастей: он переболел дизентерией, ломал ногу, пережил политические перевороты. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и самого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер”.
Тут, что ни фраза, то шедевр. «Гнев богов» – каких богов? Аджанта — сугубо буддистское место. Кое-где встречаются индуистские боги, но в иерархии буддизма они все ниже не только Будды, но и Бодхисаттв.
Про пожары, уничтожившие не все, как пишут в этом отрывке работы Гилла мы уже говорили (это известный факт, что некоторые копии его сохранились, но для драматизма нужно написать, что сгорело всё 🙂 ).
А неприятности можно упомянуть. Англичанин, живший в диких местах, работавший в сложнейших условиях — заболел дизентерией — это же смешно. Ею и сейчас через одного туристы болеют. Сломал ногу, да, печально, но мало ли людей ломают ноги? Места, где он работал в те времена были труднопроходимыми и к пещерам пробираться было нелегко. И один раз за 30 лет сломал ногу — да, конечно, это проклятие.
По поводу болезней. Конечно, они были. Как практически у всех англичан живших в непривычном климате. Но, вот какая штука, при том при всём Роберт Гилл умер в возрасте 75 лет. Для того времени даже для благополучного Лондона это был очень почтенный возраст.
Но есть один важный момент. Мы видим, что никакого проклятия Аджанты нет, но могло ли быть проклятие относительно творчества Гилла? Или сформулируем иначе — относительно того, что составляет счастье творца — его работ. Не знаю. Я в целом скептически отношусь ко всему этому (работа такая), но тут, повторюсь, нужно знать хорошо его биографию. То, что известно мне позволяет предположить, что нечто подобное вполне могло быть (а могло и не быть). Англичанин живущий последние годы практически не скрывая этого с индийской любовницей (а до этого была ещё одна) в месте, где полно не самых доброжелательных туземцев. Скорее всего, сохранивший все привычки сахиба (например, мне совсем несимпатично его увлечение охотой — пишут, что он убил около 150-ти тигров). Всё может быть. Печально только, что вся эта история с пожарами — это был удар не только по самому Гиллу, но и по всем ценителям индийского искусства. Мне бы, конечно, очень хотелось видеть как настенная роспись Аджанты выглядела тогда, потому как факт, что её состояние очень сильно ухудшилось за 200 лет, прошедших с момента её «открытия» Джоном Смитом.
24.04.2020 — День ожидания дождя Смутной эпохи