На Сайте Востоколюба уже есть много публикаций, посвященных одному из самых известных произведений научной литературы — Камасутре. И нет ни одной о боге-покровителе и самой Любви, и искусства любви — Каме (др.-инд. kama — «желание», «чувственное влечение», «любовь»). Исправляюсь. 🙂
Кама — один из древнейших, ведических богов. Веды сообщают нам, что он «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы.
Но уже в эпической литературе даются несколько иные сведения. Здесь Кама — сын богини счастья и семейного благополучия Лакшми и одного из верховных богов — Вишну. У него две жены (многие индийские боги были многоженцами) — Рати — богиня любовной страсти и Прити — любовь. Младший брат ( в других источниках – сын) Камы — Кродха («гнев»). Дочь Камы — Тришна («жажда» – в данном случае имеется в виду жажда к существованию, обусловленная желаниями).
Кама-дэву изображают юношей, восседающим на попугае (это его вахана — ездовое животное) или на колеснице. В его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов. На знамени Камы изображается макара – фантастическое морское чудовище (что-то среднее между дельфином и крокодилом).
У Камы множество эпитетов: Манматха («смущающий душу»), Манасиджа («родившийся в душе»), Мадана («опьяняющий»), Шамантака («губитель покоя»), Шрингарайоии («источник наслаждения»).
Называют его и Ананга — «Лишенный членов». Здесь отсылка к популярной легенде о испепелении Камы богом Шивой. В ней рассказывается о том, как влюбленная в Шиву богиня Парвати не могла добиться от него взаимности, поскольку тот совершал великий йогический подвиг и бесконечно медитировал. На помощь ей пришел Кама, подкравшись он пустил цветочную стрелу в сердце Шивы. Конечно же, он хотел как лучше. И он добился своего — Шива полюбил Парвати. Но с другой стороны, никого нельзя тревожить во время йогической практики — ни людей, ни, тем более, богов. Махадэв, потревоженный Камой — испепелил его силой своего третьего глаза.
О том, что было дальше я знаю четыре версии. По первой — Кама так и остался бестелесным. По второй — ему возвращается тело на три весенних месяца — с этим связаны весенние праздники, и, в частности, холи. Третья, самая распространенная версия гласит, что Парвати и Рати смогли уговорить Шиву вернуть Каме тело. И четвертую версию обнаружил в Саундарья-лахари (тантрическая шактийская поэма): “Пупок Дэви – это глубокое озеро, в которое нырнул Кама, спасаясь, когда его тело было объято огнём от ярости Шивы, рядок волосков на Её животе – это пар, поднимающийся от этого” 🙂 .
Когда-то в молодости 🙂 я написал гимн Каме. Думаю, за прошедшие годы он не утратил актуальности 🙂
Читайте также: Храмы Любви в Древней Индии
Гимн Каме.
О, Камадэва, вложи в мои уста слова, что скажут о Любви.
Ибо нет ничего в этой Вселенной слаще, чем Любовь.
Ибо нет ничего в этой Вселенной выше, чем Любовь.
Ибо нет ничего в этой Вселенной более доступного и более труднодостижимого, чем Любовь.
И слова, что приходят к нам,
когда говорим мы о Любви,
достойны ли они ее?
И что можно сказать словами,
разве могут они передать
небесную природу Любви?
Разве могут они приблизить нас
к разгадке величайшей тайны Вселенной?
Разве могут они научить нас Любви?
О, Саморожденный, приоткрой мне тайну песни своей,
той песни, где нет слов,
ибо не нужны они для того, что услышать можно только сердцем.
О, Камадэва, сожженный самой Любовью,
лук твой тростниковый – сама жизнь.
От твоих цветочных стрел-желаний
защиты нет и спасения нет,
но кто стрелою твоею ранен не был –
жил ли он?
ибо если жизнь – порождение Любви,
если сама жизнь и есть Любовь,
то как можно жить без Любви и вне Любви?
О, Камадэва, помоги же мне постичь тайны любви!
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
28.07.2015