Гаремы махараджей Раджастана

Еще один отрывок из моей книги “Гаремы – красота порока или порок красоты?”

Ratisutra

Эротическая живопись Древней Индии

Гаремы раджпутов.

Гаремы Бхарата

Я уже отмечал, что об Индии сложно писать в силу того, что она неоднородна. То, что было привычным на Юге страны, могло быть строжайшим табу на Севере, и наоборот. Выше изложена общая информация о гаремной жизни Древней Индии, но следует понимать, что в деталях она могла отличаться в разные эпохи и в разных государствах Бхарата.

На этом наше знакомство с гаремной жизнью Индии можно было бы и закончить, но все же мне хотелось бы рассказать еще и о гаремах Махараджей Раджастхана и Великих Моголов. Это, скорее, уже Индия не древняя, а средневековая, но и в первом и во втором случае — это значимые моменты развития индийской цивилизации. Не сами гаремы, разумеется, а раджпутские княжества* и могольская империя. Но тема нашей книги — гаремы, поэтому сделав краткий исторический эскурс, мы вернемся к ней.

*Примечание: слово «раджпут» переводится как «сын царя».

Djojpur

Форт.

Читайте также: Гаремные хитрости падишаха Акбара

Народ воинов.

В свои первые поездки по Индии я дважды оказывался в штате Раджастхан*. Меня потрясли дворцы и, особенно, крепости раджпутов. После я еще много путешествовал и по Индии, и по другим странам Азии, но подобных крепостей я не видел больше нигде. К чему это я? Да, к тому, что раджпуты с момента своего появления на территории Индии (по разным данным это произошло с I по V века нашей эры) — были народом воинов, что находило свое отражение и в семейной жизни.

*Примечание: название этого штата переводится как «Обитель раджей».

Раджпутские представления о чести распространялись не только на мужчин, но и на женщин. Согласно им ни один из них не мог оказаться в плену или рабстве. Если крепость была обречена на то, что ее возьмут превосходящие силы противника, раджпутские воины открывали ворота и выходили на свой последний бой, а их жены собирались в одном из крепостных помещений и устраивали джаухар — коллективное самосожжение. Во многих крепостях Раджастхана и сейчас можно увидеть на стенах некоторых помещений копоть от этих самосожжений (я видел подобное в крепости Гвалиора).

Предводители раджпутов — махараджи — имели обычно много жен (до 30). Если муж погибал или умирал — жены совершали сати — самосожжение. На входе в форт Джоджпура у ворот есть памятная доска с отпечатками женских ладоней разного размера* — напоминание, что здесь жены махараджи совершили обряд сати.

*Примечание: жены махараджи были разного возраста. В том числе и не достигшие совершеннолетия. У раджпутов, как и в целом по Индии, была распространена практика детских браков, когда девочку выдавали замуж до того момента, когда у нее начались первые месячных (иначе ее родичи считались виновными в гибели возможного зародыша). В то же время жить настоящей супружеской жизнью супруги начинали, когда девочка достигала совершеннолетия.

Jogpur

На входе в форт Джожпура

Особое внимание уделялось первом браку, поскольку наследником махараджы был первый сын. В том случае, когда первого сына рожала не первая жена, то старшей супругой становилась та, кому это удалось сделать раньше других. И ее сын становился наследником.

Махараджа при желании (могу предположить, что таковое возникало часто) мог иметь близость и со служанками, относившимся к более низким кастам. Это было и приятно для них, и полезно, поскольку сыновья рожденные от таких контактов близкого рода, входили в клан и, получив начальное образование и овладев воинскими навыками пополняли армию.

Читайте также: Гаремы в Древней Индии

Дворцы Раджастхана.

Каждая из жен махараджи понимала, что ее собственная жизнь зависит от него и может быть недолгой. Некоторой компенсацией такой жизни на грани смерти было стремление глав раджпутских княжеств обеспечить себе и своей семье (гарему) роскошную жизнь. Дворцы махараджей Раджастхана и сейчас поражают воображение, а в те времена они были фантастически великолепны.

Lake-Mahal

Озерный дворец. Джайпур

Полковник Джеймс Тод, первый историк Раджастхана так описывал резиденцию принца Джагат Сингха*: «Дворец построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — все сделано из этого материала, во многих местах выложено мозаикой, некоторое однообразие приятно рассеивается высвеченными лучами солнца, проходящими сквозь стекла всех цветов радуги. Покои расписаны акварельными картинами на исторические темы… Стены — и здесь, и в главном дворце обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены основные исторические события семьи — от самых древних до помпезной свадьбы теперешнего правителя. Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамленные зарослями тамаринда и вечнозеленых деревьев; перистые листья-опахала пальмировой пальмы колышутся над темными кипарисами и тенистыми бананами. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу. Здесь они слушают песни своих бардов и отсыпаются после полдневной дозы опиума среди прохладного ветерка с озера, носящего нежные ароматы сотен цветущих лотосов, покрывающих воды озера, а когда пары зелья улетучатся, они открывают глаза и видят пейзаж, равный которому нельзя вообразить даже в опиумных грезах — водный простор Пичола с его изрезанными, покрытыми лесами берегами, на самом краю горизонта виден храм Бхимпури у перевала в горах Аравалли…»

*Примечание: Сингх — лев.

Читайте также: Мужские гаремы

Мрамор, кстати, и в наше время добывают в Аджмере — городке неподалеку от столица Раджастхана Джайпура. Я тоже обратил внимание во время своих путешествий по Раджастхану насколько широко он использовался. Особо восхитили мраморные гаремные окошки через которые обитательницы гарема могли видеть, что происходит снаружи, в то время, как сами оставались невидимыми.

К гаремам имеет отношение один из самых знаменитых архитектурных памятников Раджастхана — Дворец Ветров (Хава-Махал). На самом деле это не дворец, а гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха (1778-1803). Фасад здания имеет 953 крохотных окошка, которые, опять же, позволяли видеть все снаружи и оставаться при этом невидимыми. К тому же, благодаря им дворец наполнял прохладный воздух в знойные дни — отсюда и «дворец ветров».

Впечатлил меня во время одного из моих посещений Джайпура и «Хрустальный дворец» (Шиш Махал) форта Амбера* (подобные «Хрустальные (стеклянные) дворцы» есть и в других замках раджпутов). Его стены украшены тысячами маленьких зеркал. По преданию для его освещения достаточно одной лампы — свет, отражаясь в зеркалах, освещает все помещение.

*Примечание: знаменитая крепость в пригороде Джайпура.

Shish-Mahal

Шиш Махал. 2004 год.

Жизнь обитательниц гаремов раджпутских правителей обычно была более закрытой, чем у гаремных принцесс Древней Индии. Это объясняется тем, что раджпуты вначале противостояли мусульманскому нашествию, а затем, жили в иноверческой среде, стремясь сохранить свою веру, традиции и обычаи. Кое-что пришлось и перенять у мусульман — обычай закрывать лицо платком или накидкой от посторонних мужчин. До сих пор в Раджастхане женщины следуют этому обычаю, правда, без особого фанатизма.

Сергей Мазуркевич

06.01.2015

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий