Продолжение.
Первая статья цикла: Гетеры Древней Индии
Итак, почему у Ватсьяяны нет никакого упоминания храмовой проституции и девадаси (переводится как “божьи рабыни”). У меня два варианта ответа: 1) Во времена, когда жил автор Камасутры этот социальный институт еще не был сильно распространен. Или был распространен на Юге Индии (собственно, самые большие храмы с девадаси были именно в Южной Индии).
Более того, изначально это были женщины из высоких каст (и даже из аристократических кругов), игравшие особую роль во время некоторых ритуалов. Они вели аскетический образ жизни и ни о каком сексе с ними не было и речи. В их обязанности входили: уборка святилища, омовение скульптур богов, они одевали богов в пышные одежды, кормили их и поили, а также услаждали небожителей танцами и песнями. И уже гораздо позже в девадаси пошел приток женщин из низших каст и им стали присущи функции и гетер. Что интересно, вполне вероятно, что причина этого была в том, что индуизм становился консервативным в вопросах секса и классических гетер становилось всё меньше. Мусульманское и английское подавление Индии этот процесс завершило.
2) В то же время, представляется маловероятным, что Ватсьяяна не знал о девадаси. Самые древние из дошедших до нас сведения о них датируются 2-м веком до нашей эры. Это две надписи на пракрите в гроте Рамгарх, в горах Виндхья, датируемые периодом правления императора Ашоки (с 273 по 232 год до н. э.).
Первая из них в поэтической форме:
Поэты, ведущие любовников,
Озаряют сердца, обремененные страстью.
Та, что поднимается и опускается, как на качелях, —
Объект насмешек и осуждения,
— Как случилось, что ее так глубоко возлюбили?
Вторая надпись — в прозе: «Девадинна-художник, превосходный молодой человек, полюбил Сутануку, молодую рабыню бога».
Так почему тогда у Ватсьяяны нет упоминаний о девадаси? Дело в том, что гетеры по Ватсьяяне это, как правило, свободные женщины, живущие за счет оплаты их услуг интимного характера. Девадаси же не принадлежали себе – они принадлежали Богу на сакральном уровне, и храму – на бытовом.
На мой взгляд происхождение двух близких социальных институтов (гетер и девадаси) отличается. В первом случае (появление гетер) мне близка точка зрения индолога Г. Ф. Ильина, считавшего, что институт гетеризма развился из первобытного обряда инициации. Юношей достигавших половой зрелости отправляли к специально для этого предназначенным женщинам, чтобы они их обучили тонкостям любви. Эти женщины не вступали в брак и принадлежали всей общине.
Во втором (появление девадаси), учитывая то, что девадаси особо распространены были на Юге Индии, где всегда были очень развиты культы плодородия и Богини-матери, вполне вероятно, что храмовые жрицы любви появились при трансформации этих культов.
О девадаси мы еще поговорим, а пока попробуем дать несколько отличную от той, что у Ватсьяяны классификацию гетер Древней Индии.
1) Девадаси.
Когда я впервые попал в грандиозные храмы Южной Индии, меня удивило отношение жрецов к богам. Статуи богов умывали, одевали, кормили, поили. Их носили в гости другу к другу (что меня изрядно веселило). То есть боги в храме вели жизнь подобную земному царю. Были у них и прислужницы, и жены – девадаси (подробнее о них в следующем материале).
2) Кумбхадаси и городские гетеры (низкого уровня).
Наименее уважаемые из всех гетер. Их основная задача – удовлетворение физиологических потребностей невзыскательной публики. Жили они в публичных домах в бедных кварталах на окраине города (рядом с лавками продавцов мяса и крепких напитков). Если у богатых гетер были постоянные клиенты (что особенно хорошо видно из Камасутры), то жрицы любви из данной категории были рады любому клиенту или нескольким за ночь.
Если, например, ганики получали от своих “возлюбленных” дорогие подарки, то с кумбхадаси расплачивались деньгами или сельхозпродукцией. Они, как правило, сопровождали в походе войско, для предоставления не только услуг интимного характера, но и услуг осведомителей («Шпионы, гетеры, ремесленники, музыканты, а также ветераны в войсках должны неустанно выведывать честность и нечестность воинов. «Артхашастра»)
3) Актрисы, певицы, танцовщицы.
Обычно женщины этих профессий были замужем. Но точно также обычно их мужья позволяли им оказывать клиентам и услуги интимного характера. Известный индолог профессор А. А. Вигасин в послесловии к книге Е.Е. Эрнста Вардимана “Женщина в древнем мире” отмечает, что актрис, танцовщиц и певиц в Древней Индии называли “такими женщинами, чьи мужья позволяют им жить свободно”.
Забавно, что в «Артхашастре», которая, напомню, в основном трактат об искусстве политики, “говорилось о том, что актерским труппам в период сезона дождей надлежит ставить забавные фарсы, потешая зрителей непристойностями” (А. Вигасин).
Во-первых, это свидетельство того, какой репертуар был у подобных коллективов. Во-вторых, это отсылка к древним ритуалам плодородия.
4) Городские гетеры (знатные и богатые).
Именно этим гетерам посвящены главы Камасутры. Как отмечает А. Вигасин: “Блистательная куртизанка была центром культурной жизни города, предметом гордости горожан, восхищения и зависти иноземцев”.
Конечно же, не все городские гетеры были “блистательными куртизанками”, но в большинстве своем это были женщины: А) Красивые; Б) Образованные; В) Владеющие многими искусствами.
Из той же Камасутры мы можем узнать, что гетеры стремились найти себе постоянного «возлюбленного». В то же время их отношения не имели ни какого юридического подтверждения и могли разорваться в любой момент, что и происходило, например, в тот момент, когда у мужчины заканчивались деньги.
А. Вигасин в послесловии к книге Е.Е. Эрнста Вардимана “Женщина в древнем мире” сообщает: “Городские гетеры жили в особых кварталах, каждая под присмотром так называемой «матушки». Иногда это могли быть действительно их матери, иногда престарелые гетеры. Положение «жрицы любви» всецело зависело от умения привлекать клиентов, и, естественно, все ее помыслы были направлены на то, чтобы получать как можно большие доходы. Как правило, она имела постоянного возлюбленного, с которым заключала временный союз (до той поры, пока он в состоянии был содержать ее и делать всевозможные подарки). Искусство гетеры… состоит преимущественно в умении полностью разорить возлюбленного, а затем без скандала от него освободиться. Впрочем, в индийской литературе встречаются идеальные образы нежно любящих, верных и способных к самопожертвованию гетер. Такова знаменитая Васантасена в драме Шудраки «Глиняная повозка»”.
Из той же Артхашасты нам известно, что надзор за городскими гетерами осуществлял специальный чиновник, собиравший также с них налог в размере двухдневной выручки.
4) Ганики.
Я выделил отдельно этот вид гетер, несмотря на то, что ганиками, как правило, были городские гетеры. Этим словом обозначали, скорее, даже не социальный статус, а “знак высшего качества”. Своею красотою, образованием и владением искусствами ганики не уступали царским куртизанкам, но были при этом свободными женщинами.
5) Царские куртизанки.
По сути они были наложницами правителя, которыми он мог распоряжаться по собственному усмотрению (например, подарить кому-то из приближенных). Сведения об их жизни имеются в «Артхашастре». А. Вигасин пишет об этом: “Специальный надзиратель устанавливал плату за посещение их в соответствии с молодостью и красотой каждой. Размер этой платы порой не уступал жалованью вельмож и царских сановников. Естественно, и выкуп женщины на свободу составлял фантастически большую сумму. Для того чтобы выглядеть особенно привлекательно, куртизанка брала из казны дорогие украшения (но без права их продажи или заклада). Специальные учителя преподавали всевозможные искусства царским куртизанкам. Их дочери наследовали профессию матерей, а сыновья с восьми лет поступали в артистические труппы”.
Отличие царских куртизанок от женщин царского гарема заключалось в том, что гаремные дамы были только для правителя, тогда как, у куртизанок, прикрепленных к двору, могли быть и другие клиенты (с ведома и по поручению царя).
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
20.04.2016