По большому счету точно нам известно только то, что это был образованный и талантливый человек, сумевший написать великую книгу, вошедшую в сокровищницу мировой литературы. Всё остальное – догадки и предположения.
Кое-какие подсказки дает нам сам автор Камасутры – Ватсьяяна Малланага. Например, когда он пишет: “Ватсьяяна должным образом составил эту «Камасутру». Она создана в целомудрии и высшей сосредоточенности ради людских нужд; цель ее — не потворство влечению”.
“Создана в целомудрии” – свидетельство того, что, как минимум, на момент написания Камасутры ее автор был аскетом. Как утверждают индийские авторы Ватсьяяна был «муни» — молчальником (кстати, один из эпитетов Будды — Шакьямуни — молчальник из рода Шакьев). Но это совсем не означает, что он всю жизнь был аскетом. В индийской традиции мужчина проходит на своем пути последовательно разные этапы — ученика, домохозяина, отшельника в лесу и странника. Вполне вероятно, что Камасутра была написана Ватсьяяной на стадии отшельничества.
Конечно, никаких доказательств у меня нет, сужу только по тексту, но мне кажется, что наш аскет-мудрец в молодости и, вероятно, в зрелом возрасте, был весьма охоч до любовных утех и знал в них толк. Кое-где его личное отношение к тем или иным рекомендациям, приводящимся в Камасутре все-таки проскальзывает.
Скорее всего Ватсьяяна был брахманом. Крайне мала вероятность того, что он принадлежал к одной из других варн.
Малланага – его личное имя (еще один вариант его личного имени – Mrillana), Ватсьяяна – фамильное.
Предположительно автор Камасутры жил в западной части Индии; возможно, в столице Аванти Удджайне. На это указывает то, что в Камасутре больше всего упоминаний именно об областях Западной Индии, причем эти сведения, как правило неизвестные из других текстов. Например, такие как «право первой ночи» на новобрачную у царей Андхры или обычай многомужества в Северо-Западной Индии.
Пришлось ученым поломать голову и над тем, когда же жил и творил великий мудрец? Собственно, и здесь им на помощь пришел текст, в котором есть упоминания определенных исторических личностей (правителей разных областей Индии) и тех или иных источников. А также упоминание Камасутры в других источниках, чьи даты написания установлены с некоторой степенью достоверности (например, одним из первых упоминает «Камасутру» писатель Субандху (ок. VI в.)). На основании этих исследований были даны приблизительные и осторожные даты – автор «Камасутры» жил не раньше I и не позже VI в. Скорее всего, это были III–IV века, но опять же, утверждать это можно весьма приблизительно.
В некторых материалах, посвященных Ватсьяяне встречаются разного рода сведения, которые можно, скорее, отнести к легендам. Например, рассказы о том, что по просьбе индуистских царей Гималаев, он отправил учеников проповедовать среди горных народов отказ от кровавых жертвоприношений. Или то, что он “приложил руку” к созданию среди тех же горных народов легенды о Таре, как о тантрической богине.
Возможно ли нахождение каких-то источников, которые дадут дополнительную информацию о Ватсьяяне? Верится с трудом, но в Индии возможно всё 🙂 Но то, что мы знаем об авторе Камасутры так мало, вовсе не мешает нам быть ему искренне благодарными за его великую книгу.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
23.03.2016