Алкоголь и наркотики в Древней Индии и современной Индии

На Востоколюбе еще одна статья цикла «Занимательно об этнографии питания».

Gandi

На стене одного из отелей Мейн-базара.

Как обычно, когда речь идет о Древней Индии (и о современной тоже) следует помнить, что страна эта огромная и неоднородная и то, что справедливо для одной части Бхарата в другой его части может выглядеть иначе.

В целом индуизм не одобряет употребление алкогольных напитков. Историки и этнографы отмечают, что это занятие было характерно для представителей низких каст. Но в реальности всё не так однозначно.

Spirt

Кто-то что-то наливает 🙂

Исторические документы подтверждают, что не только представители высшей знати постоянно употребляли вино, но и обычные люди – например, те, кого Камасутра относит к горожанам. Вот пассаж из этого трактата, в котором речь идет об обращении горожанина с женщиной: “Обняв ее левой рукой, с чашей вина в [правой] руке, он с ласковыми словами дает ей пить”.

“Артхашастра”, написанная великим мудрецом Каутильей, являющаяся одним из самых фундаментальных экономико-политических трактов в истории человечества, регламентировала в том числе и производство алкогольных напитков. В ней приводится несколько “кратких, временами загадочных рецептов крепких напитков. Среди них названы рисовое пиво, вино из лесных ягод, манго, сахара-сырца и др., т. е. напитки, которые широко известны во многих восточных районах и в настоящее время” (“Этнография питания народов стран Зарубежной Азии”. Под ред. Арутюнова).

Igra

Где карты, там и водка 🙂

Более-менее строгие запреты на употребление спиртного существовали и существуют для брахманов. Для остальных каст – по-разному. Например, в Раджастхане раджпуты, джаты, и некоторые другие из высоких каст никогда не чурались алкоголя. То же самое можно сказать и о сикхах.

В современной Индии с каждым годом поклонников “зеленого змия” становится всё больше. Их ряды пополняют, в первую очередь, европеизированные жители мегаполисов – Дели, Мумбаи, Ченнаи, Калькутты и др.

Этнографы сообщают о том, что кое-где злоупотребление алкоголем становится проблемой и в деревнях. Так, “один из исследователей пишет о деревне, расположенной к северу от Дели, следующее: «Хотя употребление спиртных и других опьяняющих напитков в обществе запрещено, большое количество людей увлекаются этой привычкой. Обычно сельские жители пьют эти напитки скрытно, но во время праздников они делают это открыто» [126, с. 19]. А в этой деревне подавляющее большинство семей принадлежат к высоким и средним кастам”. (“Этнография питания народов стран Зарубежной Азии”. Под ред. Арутюнова)

Dance

Где танцы, там и водка

Широко был в ходу в Индии (да и сейчас его пьют) такой наркотический напиток как бханг. Его готовили из индийской конопли, семена и стебли которой настаивали на воде, а настойку процеживали через ткань.

Очень популярен и в наше время -пан — тонизирующая жевательная смесь, имеющая слабый наркотический эффект (например, водителям грузовиков это средство помогает не уснуть ночью). Его готовят из листьев бетельного перца, жженой извести и нарезанных тонкими ломтиками орехов арековой пальмы (Areca Catechu). На листок бетельного перца кладут щепотку извести и ломтик ореха, свертывают все это в комочек и добавляют в пан сахар и разные пряности в зависимости от индивидуальных предпочтений.

Все в той же замечательной книге “Этнография питания народов стран Зарубежной Азии” сказано, что “В ряде районов в большей или меньшей степени распространено употребление таких наркотиков, как опиум и гашиш (индийская конопля). Опиум употребляют в небольшом количестве главным образом старики. Считается, что это предотвращает простудные заболевания. Кормящие матери дают его в малых количествах детям, чтобы они крепче спали, пока родители на работе. Кстати говоря, в дореволюционной России в некоторых деревнях матери с этой же целью давали детям отвар из маковых головок.

Некоторые регулярно глотают маленькие пилюли из накрошенного листка гашиша и перца или делают сироп из его листьев с перцем, миндалем, кардамоном. Считается, что это повышает половую потенцию”.

Я бы добавил, что всё это распространено скорее “в большей степени”, чем в “меньшей”. Особенно это относится к гашишу.

Hindu

ПП. Расшифровывается как “пьяные пенджабцы”, а не “полный пи…” Хотя по смыслу – одно и тоже 🙂

Вопреки бытующему порой мнению, вещества на основе конопли в Индии не разрешены, а запрещены. Другое дело, что власти к их употреблению местными жителями относятся более-менее лояльно. Но это вовсе не означает, что иностранец, пойманный полицией с чарасом, будет отпущен с пожеланиями приятно провести время. В лучшем случае он расстанется с приличной суммой денег. В худшем – будет задержан (что тоже грозит серьезными финансовыми потерями).

Что касается алкоголя, то в целом пьяных на индийских улицах гораздо меньше, чем на улицах наших городов. А пьяных до состояния невменяемости еще меньше.

Многие индийцы позволяют себе “оторваться” на курортах во время отпусков или праздников. Если вы приедете в июне, например, в Дхарамсалу, то сможете понаблюдать как это делают сикхи из соседнего Пенджаба. Зрелище, надо сказать, не самое приятное и июнь, в связи с этим, не лучший месяц для посещения Дхарамсалы.

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

20.01.2016

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий