Казалось бы, какое отношение Юлий Цезарь может иметь к тибетскому буддизму? Где он и где Тибет? Да, и жил он за 700 лет до появления первых буддистов в Тибете. Но не будем спешить с выводами.
Прямого отношения Юлий Цезарь к Тибету, конечно же не имел, но что касается опосредованного, то тут есть о чём рассказать.
Начнем с Гая Юлия Цезаря. “Цезарь” – это древнеримское прозвище, означавшее «пышноволосый». Это родовое прозвище, которое получил кто-то из предков Юлия и далее оно переходило потомкам. После того, как Юлия убили это прозвище стало включаться в официальные имена всех римских императоров и стало по сути (наряду с именем Август) синонимом официальных титулов правителей — princeps и imperator.
Цезарь – это латинский язык. Итальянская транскрипция этого прозвища (и впоследствии титула) — «Чéзаре», французская — «Сезар», испанская — «Сесар», немецкая — «Кайзер», русская — «царь», «кесарь».
А теперь перенесемся в Тибет и познакомимся с одним из представителей пантеона божеств тибетского буддизма. Кэсар (не правда ли, созвучно?) у тибетцев, он же Гэсэр у монголов – великий герой, бог войны (покровитель воинов) и будущий мессия. Его подвиги широко представлены в героическом эпосе о Гэсер-хане, популярном не только в Монголии и Тибете, но и у бурят, калмыков, тувинцев, уйгуров, лепча (коренной народ Сиккима) и буриши (гималайская народность в высокогорных областях Кашмира).
Отмечу, что версий о происхождении как эпоса, так и самого Кэсаря-Гэсэра очень много. Единства среди ученых здесь нет. Но очень многие ведущие исследователи, в том числе, и Юрий Николаевич Рерих считали, что имя «Кэсар» представляет собой монголо-тибетскую транскрипцию римского титула «цезарь» (кое-кто даже полагает, что Кэсар (Гэсэр) мог быть даже династическим титулом).
О том, что тибетцы позаимствовали слово “цезарь” свидетельствует наличие этого слова и его производных в ряде древних иранских, сакских и тибетских рукописей. Более того, в ранних версиях он – правитель страны Хром, лежащей к западу от Тибета. Трудно не увидеть в названии этой страны Рим 🙂
Если Юрий Рерих писал о Гэсэре (Кэсаре) с точки зрения науки, то его отец Николай Константинович придерживался оккультного подхода и у него Гэсэр – всадник на белом коне – мессия, который должен воплотиться на Земле (в северной Шамбале) для восстановления всеобщей справедливости. Николай Рерих посвятил этому герою цикл картин, некоторые из которых проиллюстрировали эту заметку о неочевидной (но, тем не менее, имеющейся) связи Юлия Цезаря с тибетским буддизмом.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
20.06.2019