Кратко и доступно будет в начале. Написанные мною семь пунктов. А для тех, кто хочет посерьёзнее – дальше фрагмент из книги Ричарда Бира.
- Буддистские ступы – логическое продолжение курганных захоронений индийских правителей. Тщательно разработанные принципы строительства, сложная символика – всё это появилось значительно позже.
- В Индии и Непале это “ступа” (с санскрита – «макушка, куча земли, камней, земляной холм»), в Тибете – “чортен” (хотя слово “ступа” тоже в ходу), в Таиланде – “чеди”, в Камбодже – “пагода”, на Шри-Ланке – “дагоба”, в Мьянме — зеди и пато.
- В подавляющем большинстве случаев ступы – это реликварии. То есть в середине замуровано нечто священное – пепел Будды, его волос, зуб, кость, пепел почтенного ламы, драгоценные камни, чудом появившиеся на месте кремаций махасиддхов т т.д. и т.п. Изначально все ступы были реликвариями.
Позже появились ступы в ознаменование – возводимые честь какого-то события.
Поскольку ступы чрезвычайно священны, то что внутри посмотреть никак нельзя. За редким исключением. В Янгоне (Мьянма) есть чеди с волосом Будды. Однажды в неё попала молния. И сделала проход внутрь. Я заходил в неё, когда был в Янгоне. Волос Будды видел. - Символизм ступ — тема для целого трактата. Ступа это и Мировое дерево, и образ Вселенной, и олицетворения различных психических состояний человека, и много чего ещё, о чём можно прочесть в литературе. А я хочу тут привести одну малоизвестную легенду о том, почему ступы в Юго-Восточной Азии выглядят так, как выглядят.
Однажды ученики спросили у Будды: Как увековечить память о тебе и твоём учении?
В ответ он расстелил на земле свою монашескую тогу, в её центре разместил перевёрнутую чашу для подаяний и поставил сверху свой зонтик. - Одна из трактовок символизма ступы — разбивка по Стихиям: квадратное основание — Земля, полукруглая часть — Вода, треугольная часть — Огонь, шпиль — Воздух (Эфир, Космос). Зонтик — символ королевской власти. В ступах тибетского типа на вершину устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.
- Есть несколько классических мест, где ставят ступы: вершины гор (там, где это возможно), перевалы, храмовые комплексы, монастыри. Если на перевалах и вершинах ступы ставятся там, где это возможно (это и так уже сами по себе то, что принято называть местами милы), то места для ступ в более доступных точках тщательно отбираются.
Все ступы (кроме бонских) обходятся по часовой стрелке. - В целом же, пожалуй, главная идея ступы — от плотного земного к тонкому небесному – к космическому возвышенному сознанию.
И для желающих подробностей маленькая 🙂 цитата из книги Ричарда Бира «Энциклопедия тибетских символов и орнаментов»:
Существуют три вместилища, представляющие тело, речь и ум Будды: нарисованный образ или статуя просветлённого Будды — это вместилище тела; текст Дхармы — это вместилище просветлённой речи; а ступа — это вместилище просветлённого ума Будды.
Ступа — это, в сущности, самая ранняя форма образа Будды Шакьямуни, она строилась в ознаменование основных событий его жизни в священных местах, где эти события происходили, внутрь ступы помещались реликвии Будды и его наиболее успешных учеников. Погребальные курганы характерны для культуры неолитической эпохи, для бронзового и железного веков, и ведическая Индия не была исключением в этой почти всемирной практике. Куполообразные надгробные памятники, или самадхи, возводились над захороненными телами индийских святых и царей. Они устраивались как отдельно стоящие святые объекты, вокруг которых преданные последователи могли совершать обходы, получая благословения великого духовного присутствия, заключённого внутри этих могильников. Традиционно великих индийских святых хоронили в земле — кремация не считалась для них необходимой, поскольку они уже прошли сквозь огонь духовного очищения.
Ранний индийский буддизм, непосредственно опиравшийся на учения Будды, уже на самом раннем этапе своего развития создал традицию возведения ступ, давая рост народному культу поклонения реликвиям, паломничества к святым местам и многократных обходов вокруг святынь. Два ансамбля из восьми великих ступ были построены сразу после паринирваны Будды Шакьямуни. Первые восемь ступ известны как ступы Татхагаты восьми священных мест: эти ступы построены в ознаменование восьми главных событий в жизни Будды. Вторые восемь ступ известны как восемь великих ступ реликвий в городах: в этих ступах содержатся восемь реликвий тела Будды, оставшихся после его кремации. Буддийский император Ашока (III в. до н. э.) восстановил и перестроил многие из этих великих ступ. Говорится, что всего на протяжении своей жизни он построил 84 000 ступ. Эти великие раннеиндийские ступы представляли собой монументальные постройки, образующие объёмный купол, известный как анда, или яйцо. Купол возводился над круглым основанием, часто имеющим балюстрады четырёх ворот и ступени, ведущие на более высокую круглую террасу. Купол ступы завершался квадратным образованием, известным как хармика, в которой и содержались реликвии. Над хармикой осевой столб, известный как ясти, поддерживал ряд уменьшающихся дисков, или зонтов, которые называются чаттравали. Индийский прототип большой сферической ступы, этой нарочито неантропоморфной святыни, состоящей из основания, купола, хармики, осевого столба и зонтичных колёс, претерпел множество различных метаморфоз, адаптируясь к культурам стран, где распространился буддизм. Форма ступы проглядывает в формах китайских и японских пагод, дагоб (сингалезск. dagoba) Шри-Ланки, в индийских ступах чайтия и в тибетских чортенах (тиб. mchodrten). При движении вокруг буддийских ступ и храмов всегда соблюдается принцип движения посолонь, или по часовой стрелке, тогда как приверженцы тибетской традиции бон обходят святыни в направлении против часовой стрелки.
Считается, что Будда Шакьямуни при жизни дал некоторые основные наставления относительно внешнего вида ступы. Одна из сутр повествует о том, что реликвии Шарипутры, ближайшего ученика Будды, хранились для почитания в доме одного ученикамирянина. Однажды этот человек вышел из своего дома и запер за собой дверь, что очень опечалило преданных, желавших поклониться реликвиям. Когда Будде Шакьямуни указали на этот факт, он сказал, что необходимо построить внешний реликварий, в котором будут храниться реликвии Шарипутры, к которому каждый желающий сможет свободно подойти в любое время. Он описал конструкцию как имеющую четыре концентрически восходящие ступени, круглое основание, подобный сосуду купол, квадратную хармику, осевой столб, защищающий от дождя навес и от одного до тринадцати колёс-зонтов. В Древней Индии тринадцать зонтов являлись высшим символом царской власти, это честь, которой удостаивался только чакравартин, или вселенский монарх. Возможно, такое количество зонтов символизировало землю как центральную точку с окружавшими её двенадцатью астрологическими солнечными домами или преодоление трёх изначальных ядов центрального круга дидактического колеса жизни, окружённого двенадцатью сюжетами круговой цепочки взаимозависимого возникновения. Позднее Шакьямуни спросили об устройстве ступы для других учеников и, в конце концов, о ступе для его собственных реликвий.
В ранних сутрах, записанных со слов Будды, заметна эволюция основной формы ступы. Появившиеся стенные ограждения с четырьмя арочными сводами ворот-торана по сторонам света одновременно очищали и делали священными прилегающие к ступе земли и держали животных на почтительном расстоянии. Также со временем поднимающийся вверх шпиль, верхний зонт и защищающая от дождя конструкция, призванные защитить священное сооружение от ливней, грязи и птичьего помёта. Прекрасно сохранившиеся примеры огромных ранних индийских ступ можно увидеть в Санчи и Сарнатхе.
На протяжении веков внешний вид ступы продолжал изменяться. В Бирме, Таиланде и Юго-Восточной Азии конструкция ступы приобрела хрупкость и утончённую элегантность благодаря длинному, похожему на колокол, центральному куполу. В Китае ступы объединились с пагодами, в то время как в Непале великие ступы Боднатх и Сваямбу сохранили более округлую форму женской груди, оставаясь близкими индийским оригиналам, в особенности ступе в Санчи. Позже непальские ступы украсились изысканной декоративной элегантностью стиля искусства эпохи Пала (XII в.), пришедшего из Восточной Индии. В конструкцию и во внешний вид ступ также была интегрирована концепция пяти семейств будд. Тибетский вариант (тиб. mchod rten) также принимал различные стилистические формы, а с появлением в Тибете традиции кадам был введён общий для всех ступ элемент в виде основания трона просветления Будды, что обеспечило некоторое единообразие среди различных классов ступ. Ранние глиняные слепки-образы традиции кадам, отштампованные при помощи специальных металлических форм (тиб. tsha tsha), изображают ступы с куполом преимущественно в виде колокола, с квадратной хармикой над ним и зачастую с восемью великими ступами, помещёнными в пространстве вокруг центрального купола. Но эти образы были явно художественно ограниченны ввиду их формования из глины, технологии, которая исключала образование углублений или заострённых шпилей. Эти отформованные образы ступ или Бодхисаттв часто изготовлялись из глины, смешанной с благоприятными субстанциями и, как правило, тремя зёрнами ячменя, которые символизировали Три драгоценности — Будду, Дхарму и Сангху. Иногда ца-ца содержат реликвии, такие как пепел, оставшийся после кремации ламы или уважаемого практика-мирянина.
Ритуалы, которые необходимо проводить при строительстве ступы, чрезвычайно сложны и детально разработаны. Необходимо тщательно выбрать место для строительства и получить разрешение у местных духов земли со змеиными хвостами. Часто под основание ступы закладываются оружие и монеты, в то время как тысячи свёрнутых в трубочки мантр и отформованных из глины ца-ца помещаются в купол наряду с огромным количеством подношений. В хармику помещаются реликвии великих лам и учителей вместе с особой мандалой ступы. Мандала обычно гравируется на большом камне в соответствии с указаниями, данными в двух текстах, известных как Рашмивимала и Вималошниша. Деревянный осевой столб изготовляется из ствола особого дерева и помещается с соблюдением той же ориентации по сторонам света, где это дерево росло. Это следует старой восточной традиции постройки деревянных конструкций, в соответствии с которой дерево, которое росло на северном, южном, восточном или западном склоне холма, помещалось в деревянное строение в том же направлении в любой из четырёх сторон, поскольку дерево естественным образом приспособилось к условиям этого направления, подвергаясь атмосферным воздействиям. Маленькаяступа вырезается на вершине осевого столба, половина ваджры вырезается в его основании, которое покоится над центром хармики и выгравированной на камне или сланце мандалы. Множество мантр вырезается по всей длине осевого столба или записывается на полосках бумаги и обматывается вокруг него. Выбор места, разметка земли, устранение негативностей, строительство по определённым предписанным стадиям и финальное освящение ступы — всё это носит характер чётко организованных и сложных ритуальных действий.
Хотя изначальным назначением ступы было хранение реликвий великих духовных учителей, со временем они стали сооружаться по самым разнообразным поводам. В священных местах они строятся в ознаменование важных событий; на перекрёстках, горных перевалах и паломнических маршрутах они служат алтарями религиозной преданности. Ступы успокаивают и устраняют препятствия, болезни и эпидемии, они приносят мир в страны, раздираемые войнами, распрями и конфликтами, дарят долголетие местным жителям и гармонизируют своим присутствием всю окружающую среду”.
Конец цитаты
13.04.2020 — Первый Сонгкран Смутной эпохи