Окончание. Часть первая здесь.
6 июня начались предварительные трехдневные учения. В этот знаменательный день родился Его Святейшество Далай-лама. Перед самым его приездом на небе вокруг солнца наблюдалась радуга (Гало).
(фото Максима Горскова)
Всего на огромном поле присутствовало около 150 тысяч человек.
Это было что-то грандиозное, никогда в жизни я не видел такого количества людей, объединенных одной идеей мира и любви. Раскаленный воздух был наэлектризован всеобщим ожиданием прибытия живого воплощения бодхисаттвы сострадания, и когда он появился под громкие звуки тибетской музыки, многие не могли сдержать слез радости.
После коротких выступлений официальных лиц, среди которых выделялось выступление Ричарда Гира, случилось небольшое отступление от программы.
С громкими истеричными криками к месту, где восседал на троне ЕСДЛ (Его Святейшество Далай лама), через серьезную охрану прорвалась женщина. Далай-лама велел пропустить ее к себе и затем, наклонившись к ней, он что-то сделал, после чего она немедленно успокоилась. Через несколько минут подобное повторилось с каким-то тибетцем. Его Святейшество невозмутимо сообщил собравшимся, что это божества вошли в этих людей и что такое случается. Позже, уже в заключительный день Калачакры было несколько таких спонтанных вхождений людей в транс.
«О йя!» – гулко произнес Далай-лама и с этого возгласа он всегда начинал свою речь. «В мире живет около семи миллиардов человек и я всего лишь один из них. Все мы рождены матерями и нас окружает любовь и забота наших близких. Все мы – семь миллиардов хотим счастья. Но в мире существует столько конфликтов, в том числе и межрелигиозных. И это очень печально!» – с этих слов он начал давать учения. В этот день он говорил об истории тибетского буддизма, о том, что, несмотря на кажущиеся различия, корень всех буддийских течений возник в древнеиндийском университете Наланда, и только когда речь заходит о практиках, здесь разные традиции. Он призывал учеников тщательно анализировать Учение, опираться на логику, не принимать ничего буквально, не полагаться только на веру. И если учение сможет устоять перед скептическим анализом, то вера будет безупречной. И ни в коем случае нельзя быть предвзятым, иначе ученики будут превозносить свое учение и ненавидеть другие.
Отдельно он обратился к тибетцам, призвав их, во-первых, соблюдать гармонию между конфессиями, во-вторых, сохранять наследие тибетского буддизма и, в-третьих, соблюдать ненасилие. Когда возникают трудности, мы проявляем насилие. Насилие порождает насилие. Необходимо устранять эти проблемы, опираясь на природу ума. Учение Будды хорошо подходит для тренировки ума и все можно объяснить с помощью тибетского буддизма. Многие ученые, изучающие буддизм, находят в нем много удивительного. Так, в квантовой физике говорится, что нет ничего существующего независимо. В общем, он говорил о широко известных вещах, но в его устах это звучало как откровения.
Все предварительные учения основывались на тексте «Письма Нагарджуны царю Сатвахану». Книга с этим текстом бесплатно раздавалась всем присутствующим. Также во время учений раздавались тибетские лепешки, чай, а для монахов – деньги. Все это сопровождалось чтением молитв и мантр.
На следующий день ЕСДЛ говорил о правильной мотивации, о бодхичите, о сознании ясного света, об аспектах благородных истин, об обуздании ума, о том, что Будда не может передать нам свои духовные достижения или облегчить наши страдания. Он только может показать нам взаимозависимость сущего, показать истинную реальность, и, таким образом, мы избавляемся от неведения. Первое, что необходимо делать – это тренировка в моральных дисциплинах и затем тренировка в самадхи. Без самадхи невозможно продвинуться вперед, ведь многие даже в Тибете перепрыгивают сразу к тантре. Запомнился рассказ о том, что в каком-то монастыре висели фотографии трупа – один день после смерти, два, три дня, неделя и т.д. «Вот что нужно изображать для понимания, а не изображать красивых божеств!» – сказал Далай Лама. Еще Его Святейшество рассказал случай, когда к нему пришел его христианский друг и попросил поговорить о пустоте, и он сказал ему: «Нет! Это не твое дело. Это дело буддистов. Человеческий ум имеет форму культуры, где он родился. И нам повезло родиться в человеческом мире, т.к. у нас есть ум и мы можем воспринимать Дхарму». «В Дхармсале, – сказал Далай Лама, – часто на учения забредают обезьяны, но у них нет ума, и они не могут воспринять слова Дхармы». Надо сказать, что Его Святейшество обладает колоссальным чувством юмора и всегда кстати может разбавить скучные объяснения какой-нибудь шуткой или смешной историей, вызывая всеобщий смех.
8 июня ЕСДЛ продолжил свои наставления на основе писем Нагарджуны. Он подробно остановился на теме бренности жизни, о пороках и размышлениях, о нечистоте человеческого тела, отличии идеи любви в западном понимании как биологическом факторе и в концепции философии бодхичиты. Было указано, как нужно выбирать квалифицированного учителя. После учений я со своими русскими друзьями посетил выездную палатку тибетской медицины. Там было много пожилых тибетцев. Необычно было наблюдать, как они вместо своей росписи ставили отпечаток пальца. Диагностика стоила 20 рупий, а лекарства выдавались бесплатно.
9 июня после обеда были представлены ритуальный танец Калачакра и народные танцы. К этому времени сама мандала Калачакры уже построена из цветного песка. Танец Калачакры в исполнении монахов монастыря Намгьял представляет собой тайный обряд жертвоприношения ВСЕПОГЛАЩАЮЩЕМУ божеству времени. Официально это называется подношением ритуального танца 722 божествам мандалы Калачакры. Танцы и песни, представленные народами, исповедующими буддизм – тибетцами, гималайскими народностями, японцами, вьетнамцами, также считаются подношением этим божествам. Калмыки тоже исполнили свой танец. Танцоры одеты в красочные народные костюмы, и их представление вызвало живой интерес публики.
Однако это на самом деле является отвлекающим маневром. Таким образом, отвлекается внимание присутствующих от чрезвычайно мощной мистерии высокого уровня. Танцоры Цам Калачакры действуют в измененном состоянии сознания, сосредоточившись на медитации о Пустоте. Каждый из участников танца имеет разную степень посвящения, дающий право вхождения в мандалу до определенного уровня. Главные участники Цама имеют право вхождения в самый центр мандалы к Калачакре с супругой. Сам танец довольно спокойный и сопровождается особыми символическими движениями – мудрами и ритмичным горловым пением мантр. Интересно, что исполнители изображают женские роли богинь жертвоприношения.
Для понимания сакрального смысла Цама необходима колоссальная база философских знаний и опыт в тантрийских практиках. Но, хотя смысловое значение ритуала засекречено для обычного зрителя, все присутствующие могут воспользоваться результатом – «плодом» церемонии.
В конце этого дня было объявлено, что представители определенных стран (в этом списке не было ни США, ни Великобритании, ни Европейских высокоразвитых стран) приглашаются на следующее раннее утро, перед началом посвящений. При себе не должно быть никаких вещей, кроме документов. Для чего назначена встреча не было объявлено. Но все с радостным трепетом в груди поняли, что предстоит встреча с Его Святейшеством. По обыкновению Далай- лама фотографируется с иностранными участниками. Неужели самые сокровенные мечты становятся реальностью? В этот день, купив по дороге белый хадак – церемониальный шарф, я впервые за неделю побрился и достал из рюкзака свежую рубашку.
На следующее утро иностранцы собрались в назначенном месте. Из Украины собралось 17 человек, включая меня. Самая многочисленная группа была из России, что-то около 200 человек. А в польской группе присутствовал даже католический священник. Многие украинцы учатся в Дхармсале и давно являются буддистами.
Некоторые живут в Америке. Были люди из Днепропетровска, Киева, Херсона, Запорожья. Кроме меня из Донецка была еще девочка. Несмотря на предвкушение предстоящей встречи, разговор зашел о ситуации в нашей стране. У всех болела душа за Украину. Пройдя несколько процедур досмотра, нас по группам из разных стран провели к круглой площадке перед зданием, где остановился ЕСДЛ.
Территория вокруг была обсажена тополями и представляла собой такой мини оазис в этом пустынном крае. Общая атмосфера была крайне волнующей. А когда Далай Лама вышел к присутствующим энергетика всеобщей светлой радости просто зашкаливала. ЕСДЛ по кругу обходил иностранные группы и фотографировался с присутствующими. Особенно эмоционально вели себя представители Китая. Когда он приблизился к нашей группе люди закричали –“ Welcome to Ukraine!“ Его Святейшество, видимо, не понял возгласа и спросил: “ Which country? “ “ Ukraine”, – подсказали ему. ”Ukraine”, – задумчиво повторил он. И тут он посмотрел прямо мне в глаза и сказал: «Sorry!» И после небольшой паузы добавил: «For the events in your country». Мурашки пробежали по моему телу. Затем он встал посередине, и фотографы сделали несколько снимков. Он стоял настолько близко, что мне захотелось притронуться к нему. И только невероятное чувство благоговения перед воплощением бодхисатвы сострадания не позволило мне дотронуться до его тела, и я прикоснулся к его монашескому одеянию. Ошарашенные, переполненные счастьем, со слезами на глазах мы не проронив ни слова, разошлись. А Далай – Лама отправился в павильон для проведения учений, где в течении четырех часов проводил ритуалы самопосвящения. Позже, вечером, когда я рассказал об этой встрече хозяевам дома, они попросили коснуться их голов и сказали, что я счастливый человек и что они могут только мечтать о том чтобы прикоснуться к Его Святейшеству. При этом никакого намека на зависть, а лишь искренняя радость за меня.
В этот день началось посвящение Калачакры. «За три дня предварительных учений вы услышали многое, но самое главное – оставаться хорошим человеком и быть добрым по отношению к другим», – сказал он. Сначала ЕСДЛ предложил торма – ритуальное подношения духам, способным помешать проведению посвящения. Затем медитативно выстроил защиту из ваджр вокруг поля. Он указал на то, что теперь мы должны вступить с ним в отношения учителя и ученика. И с этого момента он наш Лама в форме Калачакры. Также он попросил людей, которые поклоняются духу Шугдену (Долгьялу), покинуть место посвящения. Он объяснил, что этот вредоносный гелукпинский дух мешает духовным связям учителя и ученика. И когда он раньше выполнял практики поклонения Шугдену, он не мог получать передачи из других буддийских традиций. Необходимо придерживаться несектанского подхода и уважать все религии.
Далее он дал краткое объяснение Дзогчена и объяснил, что природой ясного света мы все обладаем с самого начала, но для практики дзогчена нужно иметь глубокое понимание Дхармы. Он также пояснил значения термина «Сан Маг» (тиб.) или Тайной Мантры. Ваджраяна – это учение для особых людей, людей с чистой кармой. При визуализации божества Калачакра мы устраняем обыденные 5 скандх восприятия, обыденные концепции и заменяем их чистым восприятием, проявляясь в божественном теле. Всем присутствующим была предложена вода с можжевеловым вкусом для полоскания рта. Далее он даровал прибежище и обеты мирянина, а также обеты бодхичиты. Обеты мирянина включают в себя 5 пунктов: 1) отказ от убийства; 2) отказ от взятия того, что тебе не принадлежит; 3) отказ от прелюбодеяния; 4) отказ от лжи; 5) отказ от алкоголя. Ну в общем, как в Библии – не убий, не укради и т.д. При этом не обязательно было принимать все пункты. Каждый мог выбрать для себя те обеты, которые он может соблюдать.
Отдельно ЕСДЛ остановился на теме отказа от алкоголя. Западным людям тяжело в силу традиций это сделать, да и тибетцы традиционно пьют чанг. Поэтому нужно хотя бы не злоупотреблять этим и не напиваться.
“Обращение за прибежищем – Будде, Дхарме и Сангхе основное отличие от небуддийских традиций, а зарождение бодхичиты, бескорыстного стремления освободить всех живых существ от страдания – это практика Махаяны”- сказал Далай-Лама. Затем под руководством Его Святейшества мы прошли визуализации, преобразовывая элементы тела, речи и ума. Мы мысленно представляли белый слог ОМ, красный АХ, желтый ХОХ и черный ХУМ соответственно на своем лбу, горле, сердце и пупе покоящихся на лунных или солнечных дисках. Следующее действие было перерождение себя. Войдя через уста нашего духовного учителя, мы в виде белой капли спускались через центральный канал, пройдя через чакры. Через ваджрный орган своего отца Калачакры мы оказались в лоне нашей матери Вишваматы, где нужно было сосредоточиться на блаженном осознавании пустоты.
И затем мы рождались в форме будды Калачакры. Это рождение было сознанием ясного света, осознанием природы Будды. Всем присутствующим на учении раздали красные шнурки и траву куша. Красные защитные шнурки завязываются на руке. А стебли травы куша, один длинный и один короткий, нужно было положить под матрас и подушку. Из этой травы в Индии делают веники. Спать этой ночью необходимо на правом боку, головой к мандале, проговорив перед сном определенную мантру. Ночь нужно было разделить на несколько частей и по возможности запомнить и после проанализировать сновидения. Особенно важно запомнить предрассветные сны. Я смог запомнить и записать только первые две части сна, пропустив утренний. Но, как объяснил ЕСДЛ не стоит заморачиваться по поводу сновидений.
Придя утром на поле и в последний раз прослушав молитвы монахов я с сожалением покинул это место.
В этот день у меня был запланирован отъезд. Я тепло попрощался со своими российскими друзьями и с гостеприимной тибетской семьей приютивших нас в своем доме. Дорже-хозяин дома наотрез отказался взять деньги, предложенные мною за проживание. Мы очень подружились с этими простыми и искренними людьми, несмотря на языковый барьер. Они настоятельно приглашают меня с семьей в гости на следующий год. Огромное им спасибо, даст Бог, увидимся!
И хоть я и не прошел полностью посвящение Калачакры следующие слова Далай-Ламы утешили меня-«Я мысленно представил, что все те, кто хотел быть здесь, но не смог, получат это посвящение, – сказал Его Святейшество. – В Тибете и Китае есть люди, которые хотели принять участие в нынешних церемониях, но в силу разных причин им это не удалось. Я хочу, чтобы все они знали – каждый из них присутствует в моем уме, пока мы проводим церемонию посвящения».
Андрей Захаров.
06.08 2014