…Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? – недоверчиво спросил Филипп Филиппович у Шарикова.
Тот обиделся.
– Что ж, я не понимаю, что ли? Кот – другое дело, а слоны – животные полезные…
М. Булгаков «Собачье сердце»
Тот случай, когда трудно не согласиться с Шариковым 🙂 , утверждавшим, что «слоны животные полезные». Причем, польза их бывает иногда совершенно неожиданной, как в тех примерах, которые будут приведены ниже.
Изучая главную из вед — Ригведу — ученые установили, что слон упоминается в ней всего два раза. Но ведь ушастые великаны не только самые большие из сухопутных животных, но и очень полезные. Даже Шариков это знает. То есть во времена создания Ригведы о слонах немного знали, но именно, что немного. Они еще не были одомашнены и их не использовали в военном деле. Это еще одно подтверждение миграции ариев с севера или северо-востока, то есть с тех мест, где элефанты встречаются реже 🙂
Интересно, что в Ригведе слона называют описательно «mrga hastin», что означает «рукастый дикий зверь». В поздних ведах и далее в санскритских текстах слон уже просто «хастин» – обладающий рукой («хаста»). Под рукой в данном случае понимали многофункциональный хобот животного. К тому же по одной из легенд слон был создан из руки Брахмы.
Еще один пример неожиданной пользы слонов не столь очевиден и не считается доказанным. Но гипотеза такая есть. Когда слонов только-только приручали были найдены на их огромных телах чувствительные точки («марма»), на которые погонщик воздействовал стрекалом (железным крюком с острыми краями). Предположительно это один из источников возникновения китайской системы акупунктуры.
К сожалению данные знания о чувствительных точках слонов привели к тому, что «рукастых» эксплуатируют уже несколько тысяч лет. Увы, и в наше время туристы во время прогулок на слонах не замечают или стараются не замечать, как погонщики управляют ушастыми великанами.
И самую малость о слонах в буддийской мифологии и символике. И там, и там слон встречается очень часто, что совсем совсем не удивительно для такого во всех отношениях замечательного животного. В мифологии это и история зачатия Будды (царице Майе приснился сон о белом слоне, входящем в её чрево во время зачатия), и некоторые из Джатак, и известная легенда о том как на пути Будды с подачи Девадатты появился разъяренный слон, и история о четырех друзьях и многое другое.
Слон — олицетворяет собой ум в классической медитации Шаматха («практика умиротворенного пребывания»). Слон — не только ездовое животное (вахана) индуистского бога Индры, но и многих божеств тибетского буддизма, например, Акшобхьи.
Окровавленные шкуры недавно убитого слона на своих плечах часто носят гневные божества и это означает, что они «разорвали слона неведения на куски».
Еще раз отмечу, что в этой заметке я очень кратко рассказал об отдельных примерах «участия» слонов в мифологии и символике. А ведь об этом можно, наверное, написать отдельную книгу. Может, кто займется этим? Есть желающие? 🙂
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
31.03.2017