И один (1) в поле воин…

Известный математик Ф. Дж. Дейвис однажды заметил: «Сложность цивилизации, как в зеркале отражается в сложности используемых ею чисел». Судя по тому, что мы так часто любим использовать число один наша цивилизация не должна быть сильно сложной. Однако это поверхностное мнение. Число один вовсе не такое уж и простое, как может показаться.

Являясь наименьшим натуральным числом единица имеет ряд характерных удивительных свойств. Во-первых, она не относится ни к простым, ни к составным числам. Во-вторых, каждое натуральное число имеет делителем единицу. В-третьих, единица является единственным натуральным числом, имеющим только один делитель. В- четвертых, единица – единственное натуральное число, энная степень которого равна тому же числу. В-пятых, после умножения или деления какого-либо числа на единицу – это число не меняется. И, в-шестых, после деления какого-либо числа не равного нулю, самого на себя получается единица.

Такие свойства этого числа не могли не привлечь к нему внимания тех, кто изучал магию чисел и числовую символику. Так, пифагорейцы учили, что 1 обозначает дух, из которого происходит весь видимый мир, единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос. Она соединяет в себе четное и нечетное, мужское и женское, то есть является монадой. Единица по Пифагору – это матерь всех чисел.

У многих мыслителей Древней Греции был довольно таки своеобразный подход к числу один. Они не рассматривали его как число, а представляли единицу олицетворением единственности, полагая при этом первым истинным числом двойку – наименьшее олицетворение множественности.

Оригинальные мысли по поводу единицы высказывал Платон. Для него она не являлась началом числового ряда, а представляла собой нечто неделимое – какой-нибудь непрерывный процесс, геометрическую фигуру, мысли о чем-либо.

Похожий подход к этому числу был и у Ямвлиха. Он рассматривал единицу как «идею идей» и «эйдос всех эйдосов».

Еще один известный античный мыслитель Диоген Лаэртский стремился доказать определяющую роль единицы буквально во всем. Он писал: “Начало всего единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная единидвоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; и т. д.”

В целом же античная эстетика определяла число один как создающее и управляющее, устанавливающее равновесие.

В Древнем Китае единица символизировала мужское начало и это был весьма благоприятный символ. В Буддизме – единица – число Дхармы – учения. В европейской традиции она тесно связана с браком, основой которого является моногамия.

И с самых давних пор до наших дней единица как точка отсчета является символом первенства в чем либо, будь-то спортивные состязания или рейтинг самых богатых людей планеты.

В эзотерике единица является символом Солнца, Начала всего сущего, основы всей жизни. Она выступает символом целостности и единства. Авторы трудов по магии чисел отмечают, что в своем божественном аспекте единица выступает символом активности, духовным принципом, проявляющимся из непроявленного. В аспекте природном и космическом единица предстает символом единства и активности природы. И наконец, в человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную волю человека.

Профессор прикладной математики Казанского университета Г.Б. Никольский в середине девятнадцатого века пытался доказать существование бога на основе существования единицы. Он писал: «В математике есть чудесный аналог священных истин, провозглашенных христианской верой. Например, как не может быть числа без единицы, так и вселенная без единого владыки существовать не может».

Наверное подобное доказательство существования бога выглядит убедительным далеко не для всех. Но то, что число один является одним из важнейших и многозначимых в числовой символике – это факт, который трудно оспорить.

Сергей Мазуркевич

11.04.2013

Facebook Comments
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий