Танец Саломеи
Согласно классической библейской легенды одна из дочерей Ирода Антипы, Саломея подарила отцу на день рождения великолепный страстный сирийский танец. Гости просили снова и снова исполнить его. Когда же сильно нетрезвый царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя.
Прежде чем разбирать эту историю, отмечу, что это преступление против всего христианского мира, не сильно исторически подкованные граждане часто приписывают Ироду Великому. Тому самому, который отдал приказ об умерщвлении вифлеемских младенцев.
Однако он тут совершенно не причем. Один из главных героев данной истории – Ирод Антипа. Он был одним из сыновей Ирода Великого. Родовое имя Ирод он принял после изгнания за дурное правление Палестиной другого сына Ирода – Архелая. А Саломея, кстати, была дочерью Иродиады от первого брака и царю иудейскому приходилась падчерицей.
Также как и история с «избиением младенцев» легенда о танце Саломеи и жутком подарке является весьма и весьма сомнительна.
Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода Антипы, но не называется ее имя.
Во-вторых, трудно поверить в то, что дочь царя стала бы танцевать перед какими-то гостями. Времена и нравы на Востоке и тогда были суровыми, не располагавшими к танцу царевен перед пьяными мужчинами.
В-третьих, при всех очевидных недостатках царя Иудеи, он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они не танцевали, и как бы их не звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод Антипа в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий: “Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно”.
Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:
«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия. Как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.
Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь. Дав событиям и персонажам имена. В дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода Антипы, дав ей звучное имя Саломея».
Вряд ли бы настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя таким образом будет закреплено в памяти потомков. Но это не первый и, тем более не последний, случай когда реальный исторический персонаж имеет мало общего с тем образом, что закреплен в массовом сознании.
23.01.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!