Периодически мне предлагают реанимировать мой старый теле-проект “Коллекция заблуждений”. И в данный момент одна из студий продакшен пытается это осуществить. Может чего и получится.
А пока программы в эфире нет, поделюсь с Сайтом Востоколюба одним сценарием, невписавшимся в формат 🙂
Казак Сирко
Это был тот их исправный и счастливый вождь, который с молодых лет вплоть до старости, забавляясь военными промыслами, не только значительно воевал Крым, но и отбивал пленный христианский ясырь. Он выплывал на лодках и в Черное море, громил он корабли и каторги, которые плыли из Константинополя в Крым, Азов… Его все войско очень любило и за отца своего почитало.
Украинский летописец Самийло Величко
Казак Иван Сирко — личность легендарная. Каких только великих свершений ему не приписывают. Якобы он не проиграл ни одного сражения. Якобы он подписал знаменитое письмо турецкому султану. Якобы он был характерником и сабля его не рубила и пули на лету он чуть ли не ртом ловил. А еще умел оборачиваться волком, чтобы спасти умирающего боевого товарища. А еще однажды сошелся в схватке с самим чертом и сумел его одолеть.
Начнем с последнего события.
Сирко и Люципер
Справка.
Иван Сирко. Родился в 1605 году предположительно на Виннитчине. Умер в 1680 году. Один из самых известных атаманов Запорожской сечи, прославившийся своими ратными подвигами. Имел больше всех избраний на должность кошевого. С 1659 и по 1680 гг., он не меньше 15 раз возглавлял Войско низовое запорожское.
Черт. Он же Люцифер или как его называли казаки — Люципер. Дата и место рождения — неизвестны. Противостоит всем настоящим христианам.
О том, что изначально дьявол не носил имя Люцифер – читайте здесь.
Не имея никакой достоверной информации по поводу поединка Сирко и Люципера, поскольку документальных подтверждений данного события не существует, осмелимся предположить, что этой дуэли не было. И вот почему. Если бы, как сообщают легенды, победил Иван Сирко, количество зла на нашей планете сильно бы уменьшилось, чего, как нам известно, не произошло. А если бы, победил черт, то Сирко вряд ли бы выжил. А мы ведь знаем, что жил он долго, совершил много подвигов и умер своей смертью.
Сирко – характерник?
Все те же народные легенды приписывают Ивану Сирко великие колдовские способности. Рассказывают, что он был характерником и умел обращаться в волка.
Справка.
Характерники. Так в Запорожской Сечи называли казаков, обладавших магическими или сверхъестественными способностями и применявших их в военном деле. Первые упоминания о характерниках относятся к 15-му веку. Польский публицист Бартош Папроцкий писал, что характерники ловили руками вражьи пули и бросали их обратно в своих врагов. Те, в кого попадали брошенные характерниками пули, умирали на месте. Кроме того, характерникам приписывали следующие умения: останавливать сильное кровотечение, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, появляться одновременно в нескольких местах. Кроме того, характерники могли видеть будущее, воскрешать умерших и управлять погодой. Убить же характерника можно было только серебряной пулей.
Согласно легендам Иван Сирко был характерником. Якобы он не проиграл ни одного сражения, потому как превращался в волка или ястреба и заклинал вражеское войско. Приписывают атаману и умение оживлять боевых товарищей. Для этого почему-то тоже нужно было оборачиваться волком.
Еще по одной легенде запорожские казаки в течение пяти лет не хоронили умершего Ивана Сирко и возили его тело с собой в военные походы. Даже мёртвый он наводил страх на врагов и помогал казакам побеждать.
Надо сказать, что легенды эти впечатляют. Только вот с действительностью имеют мало общего. Эти рассказы о Сирко появились уже после смерти легендарного атамана как попытка объяснить его ратные подвиги.
А они и без умения ловить пули ртом, были не менее впечатляющими.
Современники сравнивали его с Чингисханом и Тамерланом, а татары и турки звали “урус-шайтаном”. Польский автор Веспиян Коховский, без особой симпатии относившийся к запорожцам, писал о Сирко хвалебно: “Страшный он был в орде, ибо был опытный в военных делах и отважный кавалер… гожий человек, воинской натуры и не боялся ни слякоти, ни мороза, ни солнечной жары. Он был отзывчивый, осторожный, терпеливо переносил голод, был решительный в военных опасностях. Летом он находился на порогах, а зимой – на украинском пограничье. Он не любил тратить время на женщин, потому что постоянно сражался с татарами…”.
То, что Иван Сирко не проиграл ни одного сражения — не совсем точно. Беспристрастные исследователи отмечают, что единичные поражения у него все же были. Но при этом было и более шестидесяти успешных битв, чем не может похвастаться ни один другой полководец Запорожской сечи.
Местом рождения казака Сирко, как правило, называют село Мерефу, что под Харьковом. Это мнение высказал лет так сто назад один из крупнейших исследователей запорожского казачества академик Яворницкий. Современные же исследователи считают, что в данном случае авторитетный ученый был неправ. Известно, что Сирко лично основал Мерефу в 1658 году и родиться в селе, которое летописцы называют также Сирковкой, никак не мог.
Где же в таком случае он родился? Есть разные предположения. Так, по мнению некоторых исследователей атаман появился на свет на территории современной Кировоградской области. В то же время, автор фундаментального труда об атамане Сирко профессор Киево-Могилянской академии Юрий Мыцик, считает, что Иван Сирко родился в Правобережной Украине в созвучном Мерефе селе Мурафе (Мурахве), которая стоит на берегах одноименной реки на Виннитчине.
Юрий Мыцик опровергает еще одно распространенное заблуждение о казаке Сирко. Видимо с подачи советских историков, считавших, что все герои просто обязаны иметь пролетарское или на худой конец, крестьянское происхождение, таковое записали и для легендарного атамана. Но Юрий Мыцик документально доказал, что Иван Сирко — из православного благородного рода, известного со второй половины ХVII века. Об этом свидетельствует и то, что короли Речи Посполитой в письмах называли Сирко «уродзоным шляхтичем».
Сирко и Д’Артаньян
Историки отмечают, что первая половина жизни Ивана Сирко не так хорошо изучена, как вторая. Они вполне допускают, что атаман принимал участие в Тридцатилетней войне на территории Франции под зафиксированным в документах именем казацкого вожака Seri.
Справка.
19 апреля 1645 года командующим французской армией принцем Луи II де Конде и Богданом Хмельницким было подписано соглашение о поступлении на французскую службу 1800 пеших и 800 конных запорожцев. В соглашении оговаривалось, что казачий корпус является самостоятельной единицей французской армии и подчиняется лично принцу Конде.
На полях европейских сражений Иван Сирко познакомился и подружился с Шарлем де Батц де Кастельмором, хорошо нам известного по взятому им при дворе псевдониму «Д’Артаньян».
Да, да, всем известный выдумщик писатель Дюма изобразил в своих романах реально существовавшего человека. Такой человек действительно был мушкетером и даже командовал этой знаменитой ротой.
Д’Артаньян личностью был неординарной. Отличившись в походах против гугенотов в войнах “За веру”, он поступил в непосредственное подчинение к преемнику кардинала Ришелье, итальянцу Мазарини. О том, насколько он был ценим кардиналом свидетельствуют многочисленные награды гасконца, полученные за “мужество, верность и отвагу”.
Справка.
Многие читатели Дюма уверены, что любимый герой писателя поднялся на самый верх воинской иерархии во Франции. Этот вывод делается на основании того, что Шарль де Батц де Кастельмор дослужился до звания маршала. Правда, при этом не упоминается какого маршала. А ведь звание Д’Артаньяна было «полевой маршал», не имевшее ничего общего кроме, конечно, названия со званием маршала Франции. В армии Франции «полевых маршалов» в то время было более ста человек.
Впрочем, в те времена, когда Д’Артаньян дружил с Сирко он был еще лейтенантом. Среди современников ходило много слухов не только о ратных подвигах, но и о любовных похождениях двух друзей. Добавим, что и в нашей стране образ настоящего казака включает в себя склонность к пьянкам-гулянкам.
И вот тут совсем не вяжется с выдуманным ликом лихого казацкого атамана то, что реальный Иван Сирко был хорошим семьянином, практически не употреблял крепкие напитки и не сквернословил. Супруги Сирко имели по меньшей мере двух взрослых сыновей (Петр, Роман) и двух замужних дочерей.
Ученые, изучающие документы той эпохи рассказывают, что Сирко был не колдуном, связанным с темными силами, а глубоко религиозным православным христианином. Он вносил пожертвования на Спасо-Покровский храм на Сечи и заботился о Спасо-Преображенском Межигорском монастыре в Киеве.
Не исключено, конечно, что во времена ратной службы во Франции, будучи молодым, Иван Сирко больше соответствовал народному образу казака-гулены. Но подтверждений этому нет. Кроме слухов. А слухи вряд ли можно назвать достоверными источниками.
Сирко и письмо турецкому султану
Особо популярна легенда о том, что именно Сирко является автором знаменитого письма казаков турецкому султану.
Цитата из письма.
Ти, султан, чорт турецкий, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в чорта лицарь, коли голою сракою їжака не вб’ешь. Чорт висирае, а твое війско пожирае. Не будешь, сукін ти сину, синів христіянських під собою мати, твойого війска ми не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распройоб твою мать.
Вавилоньский ти кухарь, Макидоньский колесник, Ієрусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашего хуя крюк. Свиняча ты морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою въйоб.
От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзі, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцілуй в сраку нас!
Підписали: Кошевой атаман Иван Сірко Зо всім кошем Запорожским.
Однако ученые всеобщую уверенность в том, что именно Сирко автор знаменитого письма опровергают. Они утверждают, что первые варианты письма султану якобы написанного Сирко, появились в 1600 году еще до того, как великий атаман родился. Само письмо — продукт литературного творчества. Существуют его разные варианты, датированные 1619, 1620, 1667, 1677, 1683 и другими годами. Подписаны они разными лицами, кроме Ивана Сирко есть еще подпись «атаман Захарченко» и даже подпись «низовые казаки». К тому же имеют разных адресатов — султан Осман, султан Махмуд и другие.
Иван Сирко вопреки еще одному распространенному заблуждению не был неграмотным. До нашего времени сохранилось тридцать шесть писем Сирко, адресованных гетманам Украины, московским царям, королю Речи Посполитой, крымскому хану и другим адресатам. Но знаменитого письма турецкому султану среди этих писем нет.
Сирко прогнал Наполеона
Рассмотрим еще один, пожалуй, наиболее мистический миф о Сирко, не считая совсем уж сказочной истории о поединке с чертом. Согласно одной из легенд атаман помогал казакам даже после смерти. Якобы Сирко завещал им отрезать после смерти его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки, идя в бой, выставляли вперед его руку и кричали: “Душа и рука Сирка с нами!” И когда рука Сирко была с ними не проигрывали сражений.
Более того, рука атамана помогла победить французов в 1812 году. Некий казак Михайло Нелипа, чья семья присматривала за могилой Сирко, рассказал самому Михаилу Кутузову про его завещание – и тот послал за победоносной рукой. Доставленную к Москве руку Сирко три раза обнесли вокруг занятого неприятелем города и Наполеон покинул город, а затем и бежал из России.
Нужно ли говорить, что исследователи, изучающие жизнь реального казака Ивана Сирко подобные сказки не подтверждают? Они считают, что Сирко действительно был выдающейся неординарной личностью и совершенно не нуждается в приписывании ему каких-либо особых свойств мистического характера.
Подведем итог. Есть два Ивана Сирко. Один — реальный исторический персонаж, чьи великие победы во славу Украины навсегда останутся в памяти нашего народа. И второй — легендарный — чьи деяния составят еще один пласт околоисторических мифов и сказок. Если не путать одного и другого, то они вполне могут мирно сосуществовать на пользу всем живущим на земле украинской.
Цитата на полях
«Я ляхов не защищаю, этих тяжких нам панов и угнетателей наших вольностей, однако из двух зол я выбираю одно, меньшее, и главным врагом считаю того, кто забирает нашу жизнь и кровь, а не того, кто упоминается у нас о живности и доходах. Орда огнем и мечом воюет, она наполняет свои пустыни нашими женщинами и детьми, и посмотрите, сколько татары уничтожили или продали казацкого народа на галеры! С ними нужно воевать. Сам Бог говорит наступать на тех врагов Христова имени за сожженные или профанированные церкви Божьи. Идите за мной, я поведу вас».
Иван Сирко
09.08.2015
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!