На Сайте Востоколюба еще один материал о заблуждениях, связанных с рождением Иисуса Христа.
Три волхва и звезда
Вот, что можно прочесть о Вифлеемской звезде в Евангелии от Матфея: “Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля”. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: “Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою”.
Вся эта история выглядит, по меньшей мере, сомнительно. Во-первых, Иисус родился вовсе не в Вифлееме, а в Назарете.
Во-вторых, и самих волхвов, поклонявшихся Христу, скорее всего тоже не было.
В-третьих, если звезда такая собой «путеводная», почему она не могла привести волхвов прямо к месту рождения Христа, минуя Иерусалим. И не было бы тогда мифического избиения несчастных вифлеемских младенцев, в конце концов. Нет же, нужно было прийти к Ироду, чтобы потом ведомыми все той же звездой идти искать новорожденного Иисуса.
В-четвертых, звезда эта Вифлеемская ведет себя как-то не по звездному. Она поначалу ведет за собой волхвов, а потом останавливается над жилищем родителей Иисуса.
Стоит отметить, что рассказ о Вифлеемской звезде был создан автором Евангелия от Матфея на основе Ветхого завета, в котором упоминается звезда Иакова (“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»). Под ней иудеи понимали звезду, что появится во времена Мессии, приход которого она, собственно говоря, и предвозвестит. В апокрифическом Завещании двенадцати патриархов сказано: “Взойдет звезда Его на небе звездой царской, и распространит она свет познаний”. Евангелисту же необходимо было все эти предания подтвердить и он включил в повествование легенду о звезде Мессии.
В то же время вполне можно допустить, что во временной промежуток от 15 года до нашей эры до 10 года нашей эры в небе Палестины действительно наблюдались какие-то необычные (или, напротив, вполне обычные, но редкие) явления. До сих пор идут споры о том была ли это комета или же необычная конфигурация планет. Говорят даже, о вспышке новой или сверхновой звезды. Но это важно, если верить в историю о волхвах и рождении Иисуса в Вифлееме. Но если знать, что у евангелистов выдумка «сидит на выдумке и выдумкой погоняет», то это уже не представляется существенным.
26.12.2013