Как правило, туристы не бывают в тех районах Индии, где можно нарваться на очень серьезные неприятности. Например, в некоторых районах штата Бихар могут ограбить и убить на дороге, а в шатах Ассам, Манипур и других на Северо-Востоке можно стать жертвой террористических и сепаратистских группировок. Но туда попадают единичные путешественники, основной турпоток проходит по местам, где риск насильственных преступлений относительно не высок (если, конечно, соблюдать элементарные правила осторожности и не посещать районы трущоб). Как правило, худшее, что может грозить – расстаться с определенной суммой денег. Ниже описаны некоторые способы отъема ваших честно заработанных денег, не совсем честным путем.
На человека только, прибывшего в Индию (фреш-чикена – свежий цыпленок – определяется по отсутствии загара и пугливым озираниям вокруг), как пчелы на мед со всех сторон слетаются разного рода помогайчики, желающие якобы помочь иностранцу. Далеко не все из них действуют топорно и хватая за руки пытаются затянуть в магазин, ресторан или отель. Чаще бывает по-другому. К вам подходит человек и спрашивает откуда вы приехали и далее пытается завязать разговор, рано или поздно заканчивающийся тем, что вам предлагается какая-то мелкая (поначалу) помощь. В конце концов, все сводится к тому, что когда этот замечательный человек просит вас дать несколько рупий (чтобы купить портфель своим деткам, идущим в школу или на лекарство больной жене, или на членский взнос в партию Национальный конгресс), вам уже как-то и неудобно ему отказать.
Следует понимать, что обычные индийцы – люди достаточно консервативные и просто так на улице к вам знакомиться вряд ли подойдут. Поэтому, если в туристическом месте к вам с широкой улыбкой и протянутой рукой подходит местный житель, то в 99 случаев из ста, он будет пытаться тем или иным способом получить личную материальную выгоду за ваш счет. Понятно, что не стоит отскакивать от него как от прокаженного. Можно и руку пожать, можно и улыбнуться (можно и всего этого не делать и просто игнорировать эти попытки), но при малейшем проявлении настойчивости со стороны аборигена следует сразу же его отшивать. Опять же не обязательно делать зверское лицо и доставать из рюкзака, припрятанное там холодное оружие. Вполне достаточно вежливо, но твердо сказать: «Спасибо. Не хочу». Но не стоит вдаваться в подробности, объясняя, например, что вы не хотите купить именно этот ремень, потому что у вас такой уже есть. Это будет диалог, в котором у помогалы появляются новые шансы вас объегорить. Предоставлять ему эти шансы совсем не обязательно.
Помогалы хотят поиметь с вас денег просто на ровном месте. А потому не стоит заходить с аборигенами, клеящимися к вам, куда-либо, потому как они-то все равно получат за это комиссионные. За ваш счет, естественно.
В этом году я в Дели снова видел на Мейн-базаре «профессора из Бутана». Благообразного вида старичок, неплохо одетый, как бы невзначай заводит с вами разговор. Мне он сказал: «Вы похожи на доктора»:) А потом уже рассказывает о себе, какой он известный и знаменитый, сколько людей у него учится буддизму и много чего еще. Если же видит, что вы не очень-то на это ведетесь пытается сбить с вас хотя бы рупий двести на срочные нужды. Память, правда, его иногда подводит. Меня он пытался обрабатывать пару раз 🙂
Цену следует оговаривать заранее – до поездки. Иначе в конце поездки придется заплатить столько, сколько скажет водитель. А уж он, разумеется, реальную или даже близкую к ней цену называть не будет, а пофантазирует в свое удовольствие.
Естественно, при оговаривании цены следует торговаться. Обычно, сбить цену, как минимум, вдвое – вполне реально (хорошо, когда вы хотя бы примерно знаете сколько стоит проезд). Расплачиваться же за поездку нужно только после прибытия на нужное место и остановки транспорта. Собственно говоря, это стандартное правило для Индии – на давать денег вперед, в противном случае интерес к вам мгновенно теряется и для получения уже оплаченной услуги придется затратить много энергии.
Часто встречается известный интернациональный развод. Рикша предлагает доставить вас до нужного места за «недорого», но с заездом в пару магазинов. Как минимум, это потеря времени. И весьма значительная.
Это довольно многочисленная категория местных разводил, представляющаяся при знакомстве братьями (сестрами, внучатыми племянниками, внебрачными детьми и т.п.) владельцев туристических агентств, «самых дешевых» магазинов сувениров, хозяина фабрики по производству сари, директора ювелирного магазина и т.д. и т.п.
Задача этих людей, конечно же, не являющихся родственниками всех этих хозяев, привести вас в магазин, агентство, на фабрику. Уже только за это они получают свои комиссионные. Разумеется, переплачивать вам придется много. К тому же, завлекают чаще всего туда, куда в силу плохой репутации, завышенных цен или других причин, посетители сами по себе не идут.
В Индии издавна профессиональное нищенство достигло больших высот. «Давят на жалость» местные попрошайки, конечно, мастерски. Давать или нет деньги нищим и попрошайкам, решать, конечно, вам самим. Но я бы это делать не советовал. И вот почему. Во-первых, отличить профессионального нищего (коих подавляющее большинство) от человека, реально нуждающегося в помощи, практически невозможно. Во-вторых, стоит вам дать денег хоть кому-то из многочисленной армии попрошаек, на вас налетят сразу же все остальные увидевшие это, и будут требовать с денег гораздо настойчивее («Этому дали, а я чем хуже?»). В-третьих, умереть с голода в Индии просто невозможно. Мало того, что еда для местных стоит копейки, так еще и практически в каждом городе есть места, где можно «набить себе пузо» совершенно бесплатно (храмы, благотворительные организации и т.п.).
Можно, конечно, дать попрошайке еду, но, опять же, скорее всего, то, что вы ему дадите будет продано в ту же лавку, где вы этот продукт купили. В Дели на Мейн-базаре я вот уже несколько лет встречаю одних и тех же тетенек с маленькими детьми, которые просят туристов купить детям молока. Некоторые покупают. Когда эти добрые люди уходят, молоко тут же сдается назад в ту же лавку. Все довольны. Иностранец потому, что помог. Попрошайка и хозяин лавки потому, что эту помощь поделили (кстати, не так давно наблюдал исполнение подобного развода в Камбодже в Сием Риапе).
Часто попрошайничают дети. Они трогательно рассказывают, что им нужно купить ручку, тетрадку или портфель, чтобы пойти учиться в школу. Но стоит дать денег одному, как тут же вас окружит еще десяток-другой детишек, мечтающих о школе.
В крупных городах риск нарваться на карманников высок. Я и сам пострадал от них в давке метро в Дели. Много их работает на Мейн-базаре, Карол Баг и Коннет Плейс в Дели. Потайные карманы и кошельки могут помочь.
Ценные вещи оставлять в гостиницах не стремно, а очень стремно. Зависит, конечно, от конкретного места. В Гималаях, например, это не так страшно, как где-нибудь в Агре. Но «приделать ноги» вашей технике могут практически везде.
На железнодорожный вокзал в Дели пройти и не быть атакованным «железнодорожником» очень сложно. Это может быть просто индиец относительно грозного вида, может быть даже человек в форме. Если у вас есть билеты, он скажет вам, что их нужно подтвердить. И поведет вас в нужное место. Если – нет билетов, то он скажет, что нужно их купить в специальной кассе (но не в кассе для иностранцев на вокзале). В любом случае это попытка снять с вас дополнительные деньги. Правильный вариант поведения один – игнорировать. Можно с посыланием по известному адресу, можно – без. Если не помогает игнорирование, вспоминайте волшебное слово “полис”.
Эти люди могут подойти прямо на улице и предложить купить якобы фабричные драгоценные камни (рубины, изумруды, опалы) по низкой цене. Не стоит даже и смотреть. Во-первых, качество предлагаемого товара очень низкое и, к тому же часто. Вместо рубинов, например, пытаются всучить обыкновенное стекло и мусорную гальку. Во-вторых, цену за это барахло называют несуразно высокую. Если вы не ювелир, с этими людьми лучше не связываться, но даже ювелиру лучше покупать, что-либо не на улице.
Впрочем, и в многочисленных лавках частенько за серебро выдают любой белый металл.
На более серьезные неприятности можно нарваться если согласиться на перевозку драгоценных камней. К вам может подойти хорошо одеты мужчина и попросить вывезти камни, так как продавец исчерпал свою квоту на этот год. В России у вас эти камни якобы заберет его партнер и вы получите большие деньги. При этом и платить ничего не надо, кроме одной мелочи – услуги экспресс-почты (чтобы отправить камни самому себе). Оплачиваются они кредитной карточкой. Финал печален: зная номер карточки и вашу подпись этот лже-экспортер приложит все усилия, чтобы на вашей карточке денег не осталось совсем. А «алмазы», которые вы получите по почте, разумеется, будут обыкновенным стеклом.
В целом же призываю особо Индии не бояться. Это прекрасная страна. И если вы вооружитесь уверенностью в себе, здоровым пофигизмом и здравомыслием (а женщины еще и волшебным словом “полис”), то все будет хорошо 🙂
P.S. Дополнение от 02.04.2013. В последнее время идет прямо-таки волна сообщений о насильственных преступлениях индийцев в отношении иностранцев (особенно женщин). Я полагаю, что в ближайшее время в этом плане особого улучшения не будет. Я бы сказал, что у индийцев (подавляющее большинство из которых совершенно не осознанные люди) “упала планка”. Раньше белый человек для них был кем-то наподобие священной коровы, – трогать его можно было только на удачу:) Но туристический бум сделал свое дело – уважение к белым людям исчезло, чему, кстати, многие туристы активно способствовали. И теперь имеем то, что имеем. А потому я бы в настоящее время не рекомендовал бы женщинам путешествовать по Индии без сопровождения мужчин. И тем более, не посещать места, имеющие дурную славу. Виктимное поведение допустимо где-нибудь в Швеции или Норвегии, но не в Индии.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
13.03.2013
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…
View Comments
Где-то читал, что для большинства индусов белый турист - это человек вне касты, а человек вне касты хуже чем неприкасаемый и с ним можно делать что угодно. Могу подтвердить, что индусы с каждым годом становятся все более "агрессивными" по отношению к нам в своем желании заработать денег. И, вообще, Индия меняется очень быстро, так что спешите!
Белый и раньше был вне касты, но после англичан были страх и почтение (я не даю оценку этому в плане плохо-хорошо) перед сахибом. Теперь страха и почтения нет, а уважение на смену им не пришло (опять же в этом часто виноваты и сами белые). Традиционная культура разрушается, увы и становится допустимым то, о чем раньше и думать боялись.