Краткий путеводитель по Ангкору
Мифы о возникновении Камбоджи
1. Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга (Прех Тхонга), выслал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где и повстречал очаровательную девушку Сома, дочь Короля змей Награджа, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы, признав их женихом и невестой, в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.
2. Другая легенда, воспроизведенная на надписи в Мисоне в Чампе (посреди Вьетнама) и в различных описаниях Камбоджи, заменяет принца брахманом Кондинья. Он “женился на змее Сома (Луна), чтобы завершить обряды” и, бросив волшебное копье, которым был вооружен, основал в месте его приземления королевский город, где Сомавамса (Путь Луны), должна была править.
3. Еще одна менее популярная версия трактует происхождение нации как слияние махариши (духовного лидера) Камбу и апсары (небесной девы) Мера, чей союз является символическим относительно гармонии между двумя большими путями, солнечным (Сурявамса) и лунным (Сомавамса). Это особенно заметно в слове Камбаджу – сын Камбу – и отсюда и пошло название “кампучиец”.
Общее для всех трех легенд – речь в них идет о том, что кхмеры произошли от слияния пришлых индийцев и местных народностей. Но в этом-то сомнений и нет. Достаточно присмотреться к самим камбоджийцам. И вы увидите смесь дравидов и китайцев.
История. Доангкорский период.
Нельзя сказать, что этот период для нас так уж сильно важен и интересен. Но мне, например, интересно, а что же было до того как появилась великая Кхмерская империя? Точно ответить на этот вопрос сложно. Но приблизительная картина (воссозданная с помощью древних китайских текстов) такова.
Примерно в начале нашей эры на месте современной Камбоджи была страна Фу-Нань (в третьем столетии “люди страны были все еще голы”). В период с 3-го по 5-е столетия это уже мощное и богатое индуистское королевство, поддерживавшее устойчивые отношения с китайцами (факт, отмеченный многочисленными посольскими миссиями).
Из донесений китайских посланников: «Имеются города, обнесенные стенами, внутри них — дворцы и жилые дома. Жители некрасивые, с черной кожей и вьющимися волосами; они ходят голыми и босыми. Характера они простого, не отличаются хитростью; занимаются сельским хозяйством; один год сеют, а три последующих года снимают урожай. Кроме того, они любят вырезать орнаменты и заниматься чеканкой. Посуда, из которой они едят, большей частью из серебра. Налоги платят золотом, серебром, жемчугом, благовонными смолами. У них есть книги, хранилища письменных документов и других вещей. Их письменность похожа на письменность ху… Люди Фунани хитры и коварны. Они силой захватывают жителей соседних городов, которые не воздают им почестей, и превращают их в рабов. В качестве товаров у них идут золото, серебро, изделия из шелка. Мужчины из знатных семей носят саронг из ларчи; женщины вырезают в ткани отверстие для головы и таким образом делают себе одежду. В бедных семьях прикрываются куском холста. Жители Фунани выделывают перстни и браслеты из золота, посуду из серебра. Они срубают деревья для строительства жилищ. Король живет во дворце с многоярусной крышей. Стены его — частокол из дерева. На берегу моря растет высокий бамбук, листья которого достигают 8—9 футов длины. Этими листьями кроют крыши домов. Население живет в постройках, приподнятых над землей. Здесь строят суда длиной в 80—90 и шириной 6—7 футов. Нос и корма этих судов похожи на голову и хвост рыбы. Король и его жены выезжают верхом на слонах. Для развлечения жители устраивают петушиные и кабаньи бои”.
В середине 6-ого столетия одно из феодальных княжеств страны (самое мощное из них) Чен-Ла во главе со знатным семейством Камбуджаев объявило о своей независимости и постепенно стало разрастаться. В конце концов, камбуджийцы после ряда сражений захватили столицу королевства Фу-Нан. К седьмому веку Камбоджа подчинила себе большую часть Индокитайского полуострова.
Китайская хроника «История Сунской династии» рассказывает о цивилизации Чен-Ла: «Резиденция короля находится в городе И-шо-на, в котором живет более двадцати тысяч семей. В центре города находится большая зала, где король дает аудиенции и где находится его двор. В королевстве имеется, кроме того, еще тридцать городов, каждый из которых населен многими тысячами семей и подчиняется своему правителю.
Каждые три дня король торжественно появляется в зале приемов и садится на трон, изготовленный из пяти сортов благовонного дерева и украшенный семью драгоценными предметами. Над троном — балдахин из великолепных тканей, который поддерживается колоннами из инкрустированного дерева, а стенки трона сделаны из слоновой кости, украшенной золотыми цветами. Все вместе — трон и балдахин — являются как бы дворцом в миниатюре, в глубине которого подвешен диск с золотыми лучами в форме пламени. Перед троном в золотой курильнице курятся благовония, за чем наблюдают два человека. Король носит пояс из хлопчатобумажной материи цвета алой утренней зари, который ниспадает до ног. На голове у него головной убор с украшениями из золота и драгоценных камней, с подвесками из жемчуга. На ногах — сандалии из кожи, иногда из слоновой кости; в ушах короля золотые серьги.
Тот, кто предстает перед королем, трижды касается лбом земли. Если король ему приказывает приблизиться, он на коленях поднимается по ступенькам, держа руки скрещенными па плечах. Затем он и другие усаживаются вокруг короля, чтобы принять участие в обсуждении дел королевства.
Только сыновья королевы, законной жены короля, могут наследовать трон. В день, когда провозглашается новый король, все его братья подвергаются уродующей их операции: одному отрубают палец, другому нос и т.д., затем их рассылают порознь в отдаленные места страны и никогда не призывают на службу.
Мужчины отличаются маленьким ростом и черной кожей; однако у многих женщин кожа белая. Все они укладывают свои волосы и носят серьги. Они отличаются живым, хотя и твердым характером. Они считают правую руку чистой, а левую руку — нечистой.
Каждое утро они совершают омовение, чистят зубы маленькими палочками из дерева породы тополей, не забывая при этом читать молитвы. Омовение они делают каждый раз перед приемом пищи, затем чистят зубы деревянными зубочистками и произносят молитвы. В пищу употребляют много масла, кислого молока, сахарной пудры, риса и проса, из которого они делают нечто вроде пирожков и едят их, пропитав мясным соусом, в качестве закуски… Тот, кто хочет жениться, сначала посылает подарки девушке, которой он добивается, затем семья девушки выбирает счастливый день, чтобы под охраной посредника проводить девушку в дом жениха. Семьи мужа и жены проводят вместе восемь дней, не выходя из дома. День и ночь в доме горит свет. Когда заканчивается церемония свадьбы, жених получает часть имущества своих родителей и поселяется в собственном доме. В случае смерти родителей, если у них остаются еще неженатые дети, эти дети наследуют оставшееся имущество, но если все дети женаты и уже получили свою часть приданого, то имущество, которое сохранили родители для себя лично, поступает в государственную казну».
В дальнейшем это королевство разделилось на два конкурирующих государства: прибрежный или нижний Чен-Ла и внутренний или верхний Чен-Ла, расположенный на территориях, расположенных на севере до верхнего Лаоса.
Нижняя Камбуджия подверглась вторжению яванцев и суматрийцев. Примерно до начала 9-го века страна находилась под владычеством индонезийских правителей, а для того, чтобы этому не противились, камбоджийские принцы находились на Яве в качестве заложников. В конце 8–го века одному из них – Джайяварману II удалось бежать и провозгласить свою страну независимой.
Надпись X века сообщает о его восшествии на престол: «Для блага народа в этой чистой расе королей, цветке лотоса, у которого не было более стебля, он явился как воплощение нового расцвета».
Не факт, конечно, что тот, кого мы знаем под именем Джайявармана Второго был принцем или даже человеком знатного происхождения. Возможно он был великим воином или великим авантюристом. Но как бы там ни было, именно он положил начало расцвету великой Кхмерской империи. С этого момента и начинается ангкорский период.
Читайте также: Путеводитель по Ангкору. Храмы.
17.01.2013.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!