На Сайте Востоколюба еще один фрагмент моей книги “Красота порока или порок красоты“.
В Японии полигамия была распространенным явлением, но, как и во многих других культурах, разрешена она была только для правителей и аристократии.
Разумеется, главной причиной существования полигамии — была демонстрация высоты занимаемого положения (мужчина подтверждал свой статус альфа-самца). В то же время, наличие полигамии у японских императоров исследователи объясняют еще и жизненной необходимостью.
Доктор исторических наук А.Н. Мещеряков, автор книги «Император Мэйдзи и его Япония» отмечает: «Круг аристократических семей, из которых император имел право получать брачных партнерш, был крайне ограничен, женское бесплодие было явлением самым обыкновенным. Число наследственных заболеваний было огромно. Помимо близкородственных браков, это объясняется и крайне нездоровым образом жизни, который вели императоры и аристократия: полное отсутствие физических нагрузок, «ритуальное» пьянство. Практически любой ритуал, а императору приходилось участвовать в них каждый день, сопровождался возлияниями, что приводило в результате к алкоголизму. Алкоголиками был и сам Мэйдзи, и его отец Комэй. Все это приводило к тому, что детская смертность среди императорских и аристократических отпрысков была очень высокой, а продолжительность жизни, как правило, низкой». В этих условиях многоженство довольно успешно позволяло решать проблему преемственности власти. Порядок престолонаследия не был жестко регламентирован и престол мог перейти практически к любому родственнику, принадлежавшему к императорскому роду.
По всему миру сменялись династии, но не в Японии. Здесь правящая династия не знает перерыва примерно с VI века, что уникально для мировой истории. Даже если главная супруга бывал бесплодна, даже, если сам император был бесплоден, всегда находился кто-то из родственников, кого можно было усыновить (распространенная практика), чтобы династия продолжала править страной.
Еще раз отметим — многоженство было доступно только правителям и аристократам {богатые простолюдины имели содержанок в «веселых кварталах» и, зачастую, не одну, что вполне можно считать скрытой формой полигамии}. Кроме главной супруги мужчина мог иметь еще несколько жен, а также наложниц. Поскольку дом главной жены располагался в северной части усадьбы — ее именовали Госпожой из Северных покоев. Другие жены проживали отдельно в собственных усадьбах (как правило, полученных в наследство от родителей). Супруг навещал их сам тогда, когда хотел этого. В то же время всем женам, кроме Госпожи из Северных покоев, навестить мужа по собственной инициативе было крайне сложно по той причине, что общественное мнение относилось к таким визитам крайне неодобрительно.
От разных жен император или же знатный мужчины имели по несколько сыновей и дочерей, которые жили с матерью {главным лицом, ответственным за воспитание детей, был отец матери}. Наследование шло от матери к дочери. Если в семью принимали на воспитание детей (а это было распространено), то они брали фамилию приемных родителей и пользовались такими же правами, как и родные дети.
А.Н. Мещеряков пишет: «Семейные» отношения при дворе отличались крайней запутанностью. Император выступал в качестве хозяина гарема, располагавшегося в женской части дворцового комплекса. Неудивительно, что детей у императора могло быть немало. Так, у Гомидзуноо (1611–1629) было больше тридцати детей. Дать всем им, включая дочерей, приличное содержание не было никакой возможности, а потому многих из них предпочитали отправить в монастырь.
Помимо наложниц, у императора была и главная жена. Считалось, что именно ее дети имеют лучшие шансы на занятие престола. Однако болезни супруги и смерти ее детей часто приводили к тому, что занять престол было некому. И тогда императрица усыновляла ребенка какой-нибудь из наложниц. Для японского общества, где институт приемных детей получил чрезвычайно широкое распространение среди всех сословий, в этом не было ничего необычного. Присвоение фамилии было более важным, чем реальное кровное родство. Наложницы рассматривались как «сосуды» для вынашивания императорских детей. Попасть в наложницы было весьма почетно и выгодно как для самой женщины, так и для ее родственников, но наложница не имела права на общественно признанную супружескую жизнь. Права определять дальнейшую судьбу детей матерям также не предоставлялось».
Ни о каких разгульных оргиях в стиле китайских императоров с участием нескольких жен и наложниц не могло быть и речи. Всё было строго регламентировано и жестко упорядочено. Конфуцианство ставшее с 17-го века в Японии государственной идеологией {до этого времени влияние конфуцианства также было очень сильным} считало любовь досадной помехой для семейных отношений и не брала ее в расчет. Как и то, что женщина может иметь какие-то права. Как отмечал американский ученый Дональд Кин: «Семья рассматривалась при этом как ячейка государства, и уважение к главе семьи было столь же обязательным, как и преданность сюзерену. Хозяин дома был обязан содержать свою семью, но какое-либо проявление любви к жене и детям считалось неподобающим. Жена должна была безоговорочно подчиняться воле мужа, ей запрещали показывать свою ревность, ей редко позволяли говорить; если неудовлетворенность семейной жизнью толкала ее в объятия другого мужчины, то наказанием ей служила смерть».
Случаи, когда кто-то из высшей аристократии предавался чрезмерным излишествам в сексуальной жизни, как, например, Тоётоми Хидзёси, имевший гарем из 300 наложниц — девочек 12-13 лет, были, скорее, исключением, чем правилом. Тот же Хидзёси обзавелся этим гаремом в последнее десятилетие своего правления, когда, по всей видимости, совсем выжил из ума, «не справившись с грузом своего величия».
Отношения между женами аристократа если сравнивать их с китайским гаремом были более сдержанными. Но отнюдь не безоблачными. Разумеется, существовала борьба за близость к господину, интриги, заговоры. Но строгие социальные запреты несколько ограничивали их размах. Порой соперницам приходилось довольствоваться поэтическим поединком 🙂 …
Последним императором, имевшим гарем был вышеупомянутый Мэйдзи. Отказ от полигамии в Японии произошел под влиянием «просвещенных европейцев». Это была одна из уступок «прогрессу». Сын императора Мэйдзи наследный принц Ёсихито уже имел только одну супругу. Газета «Тюо симбун» писала о его предстоящей свадьбе в мае 1900 года: «…представляет собой образец для нации – образец отношений между мужчиной и женщиной. Говоря откровенно, она упраздняет старый и вредоносный обычай полигамии. Императорская фамилия просвещает общество – она первая принимает моногамию в качестве главного принципа».
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
16.12.2015
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…