Статья написана давно. Скорее всего, некоторые цифры уже неточны. Но суть не поменялась.
Ты можешь забыть все, все, кроме одного: зачем ты явился на свет. Не продавай себя задешево, ибо цена тебе высока…
Джалаладдин Руми
Один из самых любимых моих храмов в Дели – Лакшми Нараяния мандир, именуемый также Бирлу темпл. Этот красивый храм с ухоженным парком в центре индийской столицы, также как и Лакшми Нараяния мандир в Джайпуре и храмы с таким же названием во многих других городах Индии построены на деньги семьи магнатов Бирла, регулярно тратящих на благотворительность огромные суммы.
В то время когда наши олигархи покупают футбольные и хоккейные команды, соревнуются размерами своих яхт и самолетов, вывозят на вечеринки в Куршавиль десятки моделей для совместного распития самых дорогих шампанских вин, индийский бизнес-клан Бирла показывает, что могут быть и другие цели, другая мотивация бизнеса. В своем завещании Приямвада Бирла, вдова создателя одного из семи гигантских семейных агломератов Бирла — «Матхава Прасада» написала: «Наши организации, связанные с благотворительной деятельностью, будут беспрекословно выполнять свою миссию по служению делу гуманности, призрению и опеке всех обездоленных и неимущих». И еще ее слова из того же завещания: «Господь Всемогущий пролил Свою Милость на меня и моего незабвенного дорогого супруга Матхава Прасад Бирла, дабы превратить нас в орудие исполнения Своей Воли через служение на экономическом поприще нашему народу и предоставление образования, здравоохранения и трудовой занятости всем нуждающимся».
А все начиналось 150 лет назад, когда урожденный поселка Пилани (в самом центре засушливой раджастханской пустыни) марвари Шив Нарайан Бирла стал осознанно следовать своей дхарме вайшью.
В предыдущем предложении приводятся сразу три ключевых слова (марвари, дхарма и вайшью), понимание которых во многом объясняет путь, пройденный этой семьей за полтора века от мелкого торговца хлопком до богатейшей семьи Южной и Юго-Восточной Азии.
Начнем со слова «вайшью». Социальная жизнь индийского общества издавна определяется системой варнашрамов, согласно которой все люди по их изначальной мотивационной предрасположенности делятся на 4 основные варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.
Очень упрощенно эти варны можно характеризовать следующим образом.
Шудра — это наемный рабочий, человек у которого отсутствует инициатива, работающий только по приказам. Мастеровые.
Вайшью — торговцы и коммерсанты.
Кшатрии — воины и управленцы.
Брахманы — мыслители, творцы, и религиозные деятели.
У представителей каждой из этой варн есть собственная дхарма – свод правил и законов (а также исполнение их и результаты этого исполнения). Что же касается дхармы вайшью, то Шри Сами Шивананда в своей работе «Практика Карма-йоги» дает ей следующее определение: «Земледелие, скотоводство, торговля, благотворительность, совершение жертвоприношений, изучение Вед, вовлечённость в торговлю, финансы и сельское хозяйство являются обязанностями Вайшьи, рождённого в своей собственной природе».
Более расширенное толкование дхармы вайшью приводит в своих трудах Анни Безант: «Ибо во всем мире дхарма вайшьи есть развитие некоторых определенных качеств. Справедливость, добросовестные отношения этого человека с другими, независимость поведения от побуждения чувств, развитие таких качеств, как проницательность, энергичность, умение балансировать своими долгами, справедливая оплата в честном обмене, а также умеренность, отсутствие расточительности и сумасбродства, выплата справедливого вознаграждения за выполненную работу — все эти качества ведут его к дальнейшему росту. Для вайшьи положительное качество — быть экономным, отказываться платить больше, чем он должен, настаивать на справедливом и честном обмене. Всё это развивает качества, необходимые для его будущего совершенства. В своей ранней стадии они иногда неприятны, но с высшей точки зрения, это — дхарма данного человека, и если она не будет выполнена, позднее она может создать слабый характер, что повредит его эволюции.
Терпимость — закон для его дальнейшего роста, но нетерпимость в отношении небрежности или слишком большой щедрости.
Он должен достигнуть богатства путем упражнения таких свойств, как бережливость и исполнительность, и потом употребить это богатство для благородных целей, субсидируя ученых, давая средства на претворение в жизнь достойных планов, для общественного благополучия. Собирать богатство с энергией и проницательностью и тратить накопленное богатство благоразумно — это и есть дхарма вайшьи, результат его природы и закон его дальнейшего роста».
Итак, с варнами и дхармой, пусть в общих чертах, но разобрались. Теперь о марвари – ростовщиках и торговцах, одной из подкаст вайшью (слово «марвари», вероятно, происходит от санскритского «мару» — пустыня). Так издавна называли обитателей пустынной местности Шекхавати в штате Раджастхан на границе с Пакистаном. В этих местах не то, что жить, даже выжить было нелегко, и именно бесценный опыт выживания в самых неблагоприятных условиях, по мнению ряда исследователей, и является основой коммерческого процветания марвари, называемых порою «индийскими евреями». Вот, что писал об этом Д. К. Талкнет, историк, биограф Б. М. Бирла и управляющий его благотворительным фондом: «Песчаные бури и голод приучили их к долготерпению и умению молча выносить боль и страдание. Нехватка элементарных ресурсов заставляла работать за троих, раскаленный ветер и испепеляющее солнце укрепляли жизнестойкость, а постоянная нехватка воды склоняла к бережливости и экономии. Если бы марвари не усвоили этих уроков жизни, они никогда не добились бы общенационального признания как славные воины и ведущие предприниматели».
Примерно с середины девятнадцатого века марвари начали расселяться по всей Индии и везде они отличались успешными коммерческими начинаниями. Поначалу они облюбовали, находившийся относительно недалеко от исторической родины Бомбей (ныне Мумбаи), а затем – еще один мегаполис на другой стороне Индии – Калькутту. И там, и там они быстро снискали славу самых удачливых торговцев и предпринимателей. В настоящее время многие представители марвари занимают первые места в списке самых богатых людей не только Индии, но и мира. Для примера сообщим, что именно к этому клану относится и хорошо известный в наших краях Лакшми Миттал, покупатель «Криворожстали»
Вернемся же теперь к клану Бирла. Его основатель, уже упомянутый выше торговец хлопком Шив Нарайан Бирла. Но ни ему, ни его сыну Балдев Дасу не удалось скопить особого капитала. Они, конечно, не бедствовали, но первый прорыв рода Бирла к вершинам финансового Олимпа пришелся уже на внуков Шива Нарайана: Ганшьямдаса, Рамешвардаса и Бриджмохана. Именно они, тысячекратно расширив семейный бизнес, заложили основу промышленно-торговых империй Бирла. Так, всего за сорок лет, построенная в 1919 году Ганшьямдасом Бирла маленькая джутовая мельница как по мановению волшебной палочки превратилась в крупнейший индийский индустриальный концерн — Aditya Birla Group: 13 объединенных компаний, 7,6 миллиарда долларов активов, 72 тысячи работников, заводы в Таиланде, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Египте, Австралии, Китае и Канаде.
Но, конечно, никакая волшебная палочка здесь не причем. Секреты финансового успеха Бирла имеют вполне материалистическое происхождение. Но о них в нашей следующей публикации: “Секреты финансового успеха самой богатой семьи Южной Азии”.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
22.03.2013
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…