В предыдущих публикациях я уже отмечал, что Непал страна индуистская. В Катманду храмы большие и маленькие встречаются на каждом шагу. Немало их и в окружающей столицу одноименной долине. Многие из них весьма и весьма значимы не только для самих непальцев, но и для всех индуистов. Не удивительно, что паломники из Индии составляют немалую часть от общего количества верующих, посещающих непальские храмы.
Кровавые жертвы для Кали
Багмати – река священная.
Среди всех этих храмов особо священными считаются два – Пашупатинатх и Дакшинкали. Первый представляет собой храмовый комплекс названный в честь одной из ипостасей бога Шивы (Пашупата – владыка животных) на берегу священной реки Багмати. Непосредственно в храм пройти невозможно, пускают только индуистов. Но можно погулять вокруг, пообщаться с измазанными пеплом садху, посмотреть на церемонию сжигания умерших. Можно и заглянуть к тем, кто собирается вот-вот умереть. Возле храма расположен своеобразный приют для приезжающих сюда со всего Непала старых и больных людей, которые чувствуют, что их час ухода в мир иной уже близок. Считается, что быть кремированным на берегу реки Багмати, где некогда медитировал сам бог Шива, особенно почетно и это чуть ли не гарантия прямого попадания на небеса и удачной последующей реинкаранции (то есть человек, как минимум, уже не будет перерождаться в образе животного). А потому неудивительно, что церемонии кремации на специальных площадках происходят практически непрерывно. При желании можно рассмотреть всю эту процедуру с достаточно близкого расстояния, другое дело, что, например, у меня такого уж сильного желания не было, я насмотрелся на подобное в индийском Варанаси. Все, что остается от умершего после сожжения сбрасывают в реку, где немного ниже по течению местный люмпен-пролетариат копошится в воде, надеясь выловить что-либо ценное оставшееся от покойника.
Здесь же по храмовому комплексу шастают толпы откормленных наглых макак. Лишний раз их лучше не затрагивать, они вовсе не такие уж милые создания, как это многим представляется, частенько бывают агрессивными, а если увидят в руках у праздношатающихся туристов какую-либо еду, то становятся по-настоящему опасными.
Черные козлята в жертву богине Кали.
Храм Дакшинкали также хорошо известен и в Индии, и в Непале. Это одно из немногих мест в этих странах, где в честь богини Кали до сих пор проводятся кровавые жертвоприношения. Считается, что Кали (гневному воплощению супруги Шивы – Парвати) следует приносить жертвы в ее дни недели – по вторникам и субботам.
Мы приехали в этот храм в субботу и какое-то время нам пришлось даже постоять в очереди, пока добрались к месту жертвоприношений. К самому алтарю, правда, пройти было нельзя (вход только для индуистов), но через небольшую ограду все и так было прекрасно видно.
На наших глазах жрецы «откручивали» головы петухам и рубили головы черным козлятам (по правилам жрецы должны в это время читать специальную мантру, что позволяет жертвенному животному в следующей жизни родиться человеком). Кровь буквально текла ручьем по специально сделанному желобу.
Конечно же, зрелище не очень приятное, долго смотреть на это нет никакого желания. Но когда отходишь немного в сторону, подымаешься по лесенке на небольшие смотровые площадки начинаешь ощущать, что нечто завораживающее в этом храме есть и уже не торопишься покинуть это жуткое место.
Но световой день не резиновый, хочется посмотреть еще и другие не менее интересные места (например, Бхактапур) и, значит, пора возвращаться в Катманду!
04.03.2013.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!