На Сайте Востоколюба продолжение цикла публикаций о горных народах Таиланда.
Покинув деревню горного народа лису мы пару часов бродили по довольно таки живописной местности. Вокруг были горы, поля, леса и бамбуковые рощи. Были и водопады, увы, по причине сухого сезона практически пересохшие. Но, в конце концов, дорога вывела нас к деревне племени лаху.
На самом входе в деревню немного в стороне от домов стояли две крупные деревянные клети. В одной спала внушительных размеров хрюшка, а из другой как-то недобро на нас поглядывал своими маленькими глазками еще более крупный кабан. Разумеется, нам захотелось его сфотографировать. Но как-то так получилось, что мой приятель, стремясь сделать максимально эффектный кадр, отодвинул задвижку, запиравшую клеть. Несколько секунд на приоткрытую дверь недоуменно смотрели и мы и кабан, но он опомнился первым. Остановить его бросок к свободе было уже не реально. А вот озаботиться собственным спасением мы еще успевали. Я бросился бежать в одну сторону, мой друг Андрей Захаров в другую, а наш проводник с устрашающего вида мачете на поясе в мгновение ока оказался у ближайшего дерева. Но кабану мы уже были не интересны. Не удостоив нас и взглядом он протрусил в сторону ближайшего огорода и скрылся.
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами задерживаться в самой деревне мы не стали. Бодро прошли ее насквозь и направились к ближайшему водопаду, слушая по пути рассказы нашего проводника об этом горном народе Таиланда.
Лаху издавна считаются прекрасными охотниками (тайское название этого племени – Musur – охотники), использующими для добычи зверей луки, арбалеты и ловушки. Но диких животных в последнее время стало меньше и многие лаху (в частности, жители той деревни, где мы были) вынуждены заниматься сельским хозяйством. Скажем прямо, не везде это идет на пользу окружающей среде, поскольку под сельхозугодия вырубают леса, а когда на очищенном участке почва истощается, вырубается следующий участок.
Для лаху характерно этническое разнообразие – около 80 тысяч представителей этого горного народа в Таиланде делятся на красных, желтых, черных, белых лаху и лаху шеле. Есть различия и в религиозных верований – около 30 процентов лаху были обращены в христианство (чему способствовало наличие в их преданиях рассказов о том, что придет белый человек и принесет Книгу законов). Остальные, как сообщают разные источники, – «анимисты, управляемые одним богом по имени Geusha». У меня, сведения, приведенные в этих источниках, вызывают некоторые сомнения, поскольку анимизм предполагает веру в духов, а наличие бога предполагает уже иной этап развития общественного сознания – мифологический. Надеюсь, в следующий раз, когда я доберусь до какой-либо деревни этого горного народа, фотографирование кабанов не повлечет столь серьезные последствия, и мне удастся прояснить этот вопрос.
Дата написания: 2009 год.
Дата публикации: 08.10.2013.