Categories: Таиланд

Люди Северных гор-2. Горные народы Таиланда. Народ Лису – опиум на чеснок.

Девочки из народа Лису.

Поездка к «племенам» является одним из главных туристических аттракционов на Севере Таиланда. Наше первое знакомство с горными народами состоялось в окрестностях городка Пай в ходе однодневного треккинга. Вначале мы посетили деревню лису.

За пару дней до похода к горным народам в ходе бурного празднования Сонгкрана в Чианг Мае мы познакомились с двумя девушками из народа лису перебравшимися в город. Поэтому нас ничуть не удивили слова нашего проводника, что именно здесь проживают самые красивые женщины в округе. Слава о красоте девушек-лису раньше гремела по всей Юго-Восточной Азии, что служило причиной частых нападений недружественных соседей с целью похищения женщин. Последние, правда, научились очень хорошо прятаться в густой траве, за что получили прозвище – «лесные куропатки».

Лису.

Впрочем, во время нашего посещения деревни все женское население было представлено двумя маленькими девочками и старушкой в национальных одеждах. Что поделать, туристический сезон закончился, поток посетителей спал и жители деревни обратили свое внимание на поля, где они вместо еще недавно выращиваемого опиумного мака, в настоящее время культивируют чеснок. Похоже, на момент нашего посещения деревни, была пора сбора этой овощной культуры. Чесноком были забиты все подсобные помещения, да и сами небольшие деревянные дома местных жителей.

Чесночный склад в деревне Лису.

Что же касается мака, то нельзя исключить, что для своих собственных нужд лису (как и другие горные народы Севера Таиланда) его все же выращивают в особо потаенных местах. Во всяком случае, есть сведения о том, что люди преклонного возраста у лису до сих пор курят опиум. Но я бы не стал в этом пристрастии огульно обвинять самих горцев. Когда наркоторговцы предлагают за опиум гораздо бОльшие деньги, чем можно выручить от продажи традиционных овощных культур, трудно удержаться от соблазна. Тем более трудно сделать это людям, мягко говоря, не самым обеспеченным.

Лису.

И честь и хвала Королевской семье, с чьей подачи и при чьем непосредственном финансовом участии реализуются социальные программы, позволяющие малым народностям зарабатывать за счет выращивания того же чеснока или напоминающих функдук орехов макадами (государство закупает их по цене 25 долларов за килограмм) и не возвращаться к незаконному и опасному заработку.

Дядя, дай копеечку!

И тут не могу не вспомнить разговор с нашим проводником на одном из привалов. От него мы в очередной раз услышали о том, как тайцы любят своего короля и что любовь эта во многом объясняется личными качествами самого Рамы Девятого. После чего нам был задан традиционный вопрос: «А в Украине есть король?». Признаюсь объяснить, что у нас страной правят люди, которых не за что ни то, что любить, но даже и уважать, было не просто.

Лису.

Но вернемся к разговору о лису. Этнографы отмечают, присущую этому горному народу одну забавную особенность. Это их стремление везде и во всем быть первым. Каждый лису уверен, что живет в самой лучшей деревне на самой лучшей земле. Естественно, что в их деревне самые красивые женщины (что, как отмечалось выше, бывает недалеко от истины), которые лучше всех наряжаются и лучше всех поют.

Дом в деревне лису.

И еще один интересный момент. В древнем национальном эпосе народа лису есть история появления на земле их предков, практически воспроизводящая библейское сказание об Адаме и Еве. Более того, для некоторых племенных групп лису характерно ожидание прихода белого брата с книгой «истинного бога». Подобные верования, конечно же, помогли католическим миссионерам в их стремлении христианизировать лису. А также, на мой взгляд, это еще и свидетельство активной миссионерской деятельности ранних христиан, добравшихся, по всей видимости, до Тибетского нагорья, где когда-то очень-очень давно и проживали лису.

Лису собирают чеснок.

И немного о грустном и неизбежном. Огни большого города манят и лису. Многие из них уже не хотят жить в соответствии с традициями и утрачивают самобытность. Девушек лису можно встретить сейчас и в увеселительных заведениях Чианг Мая. На вопрос кого они хотят в мужья, они отвечают: «Только не лису». Увы, даже в Таиланде, где к традиционным культурам благодаря социальным проектам Его Величества, в последнее время относятся совсем даже неплохо, малые народы не выдерживают испытания встречей с миром неоновых огней и спутникового телевидения.

Подробно о лису читайте здесь: Горный народ лису: Всё, что нужно о нем знать

Сергей Мазуркевич

Дата написания: 2009 год.

Дата публикации: 07.10.2013.

Facebook Comments
mifvitamin

Recent Posts

Мистический праздник “Огненные шары Нагов” + Ангкор. С 12.10.2024

НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР.                            Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…

5 місяців ago

Текст из ста тысяч паутинок

Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…

6 місяців ago

Вона була не дуже горда

Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…

12 місяців ago

Гареми королів Таїланду

Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…

1 рік ago

Кардунг Ла – високогірна індійська фальсифікація

Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…

1 рік ago

Не та

Рубінгранат читав подружці Бодлера і РембО Чай білий остигав у кружці Бо це мистецтво, бо…

1 рік ago