Разбирая старые архивы наткнулся на журнал “Вокруг света” № 2 за 1990 год. А в нем статья о горном народе лису испанского этнографа Херонимо Ламарале. Когда я читал этот журнал 24 года назад (а тогда еще Советский Союз, однако, был) и я думать не мог, что буду жить в тех же местах, где и лису и общаться с ними непосредственно.
Интересная, кстати, статья. Много подробностей, которые потом кочевали с сайта на сайт под разным авторством. Например, этот фрагмент: “Больше всего я был поражен их стремлением быть первыми. Я бы назвал это главной чертой характера — желание во всем быть первым. Каждый лису искренне убежден, что его семья, род или деревня — лучшие в округе, и готов отстаивать свое мнение самым решительным образом. Жители деревни уверены, что их девушки — самые нежные, красивые и лучше всех поют, их женщины — лучшие ткачихи, а их семьи самые умелые в разведении мака”.
Про разведение мака, правда, уже не актуально. Сейчас главная сельхозкультура – чеснок.
А вот об обрядах и ритуалах горного народа лису на русском языке информации мало. А в этой статье она есть. Привожу здесь несколько фрагментов:
“Жизнь племени подчинена древним обрядам. Когда закладывают новую деревню, например, в приглянувшемся месте, на землю в виде креста укладывают рис. Затем ждут неделю. Если зернышки не сдвинутся с места, значит, духи одобрили выбор, и начинается строительство. Хижины сооружают так, чтобы вход в одну ни в коем случае не располагался напротив входа в другую,— между строениями должно оставаться достаточно пространства, чтобы добрые духи могли беспрепятственно ходить от дома к дому, а также, для того, чтобы не беспокоить соседей дымом от очага”.
“У лису нет единого полновластного вождя. Это связано с особой клановой структурой. Шесть кланов существуют уже несколько веков. В переводе с языка лису называются они так: дерево, рыба, медведь, зерно, тростник и — самый многочисленный — мед. Старейшина каждого клана волен принимать решения в пределах своей небольшой общины: назначать день свадьбы, праздники в честь рождения ребенка.
Существует и вождь—посредник между кланами. Функции его состоят в том, чтобы устранять и поддерживать мир среди лису. Но он не имеет, говоря нашим языком, законодательной власти. Все наиболее важные вопросы решает совет старейшин”.
“В каждом поселке лису есть дом «Апа-му-хи» — духа-покровителя деревни, в который разрешено входить только мужчинам. Хранитель, обычно один из самых старых и мудрых мужчин племени, поддерживает порядок в святилище, следит за точным соблюдением обряда жертвоприношений. Одновременно он является и астрологом, наблюдая за положением светил, дает советы старейшинам”.
Много внимания Херонимо Ламарале в своей статье уделил и проблеме наркотиков. На момент посещения им деревни лису в горах Северного Таиланда существовало много плантаций опиумного мака, а в деревнях горных народов – опиекурильни. Ламарале поделился интересным наблюдением: “Тяжело было смотреть, как собирались старики на трубочку зелья. Молодые глядели на старших восхищенно и с завистью — им вход в опиекурильню пока заказан”.
С той поры прошло не так уж и много лет. Но всё изменилось очень сильно. Возможно подпольные опиекурильни где-то и есть, также, как и подпольные плантации, но в целом усилиями королевской семьи и жесткими карательными мерами удалось со всем этим покончить.
Если уж честно, то для тех, кто очень сильно хочет и сейчас не проблема найти опиум. И растением определенным представители некоторых горных народов Таиланда приторговывают. Но всё это подпольно, поскольку незаконно.
Но вернемся к статье Ламарале. С этим его наблюдением трудно не согласиться: “Первое, что привлекло мое внимание в деревне,— необычайно красочные одежды жителей. Лица, наоборот, суровы, отчего и сами жители поначалу кажутся агрессивными. Но это только внешне. В любой момент нахмуренные брови может сменить широкая приветливая улыбка. У лису тонкие, приятные черты лица, гладкая и смуглая кожа…
Дух соперничества особенно наглядно проявляется в одежде. Год от года она должна становиться все более утонченной, красочной и замысловатой. В день празднования Нового года по китайскому календарю женщины и девушки лису надевают на себя огромное количество всевозможных украшений из золота и серебра”.
В этом году мы были на новогоднем фестивале лису. Действительно, женщины этого горного народа “соревнуются” в том, у кого наряд красочнее и украшений побольше. Мужчины, кстати, тоже наряжаются в традиционные костюмы. И пускаются в пляс.
“Пускаются в пляс” – наверное, это несколько категорично 🙂 Хороводы лису не есть экстатические пляски – скорее, они представляют собой плавный полутрансовый танец, задача которого дать возможность танцующему почувствовать себя частью чего-то большего, ощутить свое духовное родство с кланом, племенем, народом.
На это же направлены традиции и ритуалы, которые еще присутствуют в жизни лису. Но это тема отдельного разговора.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
09.04.2014
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…