В феврале 2012 года во время нашего пребывания на малазийском острове Пенанг, мы попали на индуистский праздник Тайпусам. Это экстатическое тамильское торжество, посвящено богу Муругану (он же Картикейя, он же Сканда, он же Субрахманья). В интернете много информации о том, что в самой Индии запрещено как еретическое и потому многие индийцы желающие поучаствовать в нем, приезжают в Малайзию. На самом деле в штате Тамилнаду (Индия) Тайпусам празднуется полным ходом. Возможно отличается несколько форма празднования.
Тайпусам. Во имя Муругана
Но в Индии я на этом празднике не был, а в Малайзии удалось побывать. Это ежегодное празднество, отмечающееся в полнолуние месяца тай по тамильскому календарю, в Малайзии имеет два основных мест празднования – Бату Кейвс в Куала-Лумпуре и ботанический сад Джорджтауна (остров Пенанг).
Зрелище надо сказать внушающее. Особо яростные адепты Субрахманьи протыкают себе металлическими стрелами щеки и язык и прокалывают тело крюками, к которым подвешивают разной величины кувшинчики (а также другие предметы). Есть и те, которые тянут веревками, привязанными к вдетым в тело крюкам, колесницы. Все это сопровождается оглушающей и вводящей в транс музыкой.
Мы видели как ввели в транс худенького пожилого тамила (см. фото ниже – с полуметровой стрелой проткнувшей щеки). Брахман провел ритуал, уже в ходе которого мужичок этот начал трястись и валиться на спину (его вовремя подхватили), после чего ему дали в руки стрелу и отвели куда-то. Немного позже мы увидели его же, но уже пирсингованного.
При всех этих устрашающих манипуляциях крови нет совсем. Да, и боль участники процессии, похоже, не испытывают.
Что же празднуют участники этих торжеств? Здесь без краткого экскурса в индийскую мифологию не обойтись. В далекие незапамятные времена асур Сурападман в дар за свое подвижничество получил от Шивы почти полную неуязвимость. Бессмертия, как и любой другой асур он получить не мог, но победить его мог только ребенок семи дней от роду (есть и другие версии). На тот момент его боялись все боги и, разумеется, никакой младенец не обладал силой достаточной, чтобы справиться с ним. Или почти никакой. Потому как сын Шивы и Парвати был на этой способен.
История о зачатии и рождении Сканды-Картикейи-Мурагана имеет много вариаций, поэтому углубляться не будем. Важно то, что сын Шивы получил от своей матери Парвати чудесное копье, с помощью которого и одолел асура Сурападмана. Во время Тайпусама и празднуется передача копья от матери сыну (есть еще версия, что это день рождения Муругана).
Частью обряда поклонения Мурагану является танец Кавади, совершаемый: А) как благодарность божеству за помощь; Б) как прошение о помощи.
Особо твердые духом (или те, кому божество очень помогло) совершают тапасью – жертву ради бога. Не выполнить обет, если он был обещан богу в благодарность за помощь – великий грех.
Совершающий тапасью, как правило, находится в измененном состоянии сознания, позволяющем спокойно переносить боль и лишения. Вот как это выглядит: “…в центре нарядно одетых индусов — обнаженный по пояс человек. Его лицо проткнуто иглами, а тело утыкано железными крюками, на которых он несет какой-нибудь груз. Иногда это кувшинчики, иногда — лаймы, а у некоторых на металлических крюках, воткнутых в тело, подвешена целая телега всякой всячины. Все это несчастный несет на своем теле к месту Икс. Но несчастными центральных участников действа я назвать поторопилась. Страданий на лицах видно не было. Очень похоже на то, что на время процессии их вводят в транс. Люди, которые окружают «утыканного», освобождают ему дорогу, расталкивая зевак. Иногда процессия останавливается, и местные брахманы начинают что-то колдовать, окропляя «утыканного» лаймом. Под ноги ему льют воду, а остальные участники шествия танцуют зажигательный танец, некоторые при этом свистят в свистульки” (Елена Кущ)
Те конструкции, которые на себе несут совершающие тапасью представляют собой подношения Муругану. Собственно говоря к ним же относятся и стрелы, которыми себя протыкают, и лаймы, и колокольчики, которыми увешаны тела. Во время процессии постоянно произносится мантра “vel” (копье). Интересно, что в процессии активно участвуют не только индийцы, но и местные китайцы. Некоторые из них совершают тапасью (что удивительно, ведь индуизм – религия закрытая и индуистом можно быть только по рождению).
Большинство же празднующих Тайпусам ограничиваются не столь серьезными жертвами – сосуда с молоком или кокоса вполне достаточно, чтобы возблагодарить Муругана.
И еще одна цитата от Елены Кущ: “О том, что пришлось окунуться в этот захватывающий ураган, я нисколечко не пожалела. Оказавшись там, остаться сторонним наблюдателем невозможно. Ты сразу вливаешься в этот разноцветный гомонящий праздник и становишься его частью. И если в других местах Малайзии индусы утомляют неделикатными взглядами, здесь этого не было. Влившись в Тайпусам, ты становишься одним из них, наравне со всеми чествуешь индуистских богов, пританцовываешь в такт ритуальной музыки, кушаешь угощения и понимаешь, что соприкасаешься с чем-то неземным”.
Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
Дата написания: 07.02.2012