Categories: Камбоджа

Краткий путеводитель по Ангкору (с картинками). Глава 2. Ангкорский период.

Путеводитель по Ангкору

Ангкорский период

Древние камбоджийцы писали мелом на пергаменте и листьях пальм. Следствие использования этих недолговечных материалов в условиях тропиков – отсутствие сведений об Ангкоре из кхмерских письменных источников. Но не все так плохо. Во-первых, есть барельефы, которые можно интерпретировать, есть надписи на камнях и есть особо ценные записи китайских путешественников.

Ангкорские барельефы довольно таки информативны и по ним можно узнать многое не только о верованиях местного населения (многие барельефы посвящены индийским мифам и эпосам «Махабхарата» и «Рамаяна»), но и об обыденной жизни камбоджийцев в те далекие времена. Надписи на камнях (стелах, дверных проемах и основаниях зданий) также содержат важную информацию, необходимую для получения представления об истории древних кхмеров.

Империя кхмеров

Однако и барельефы, и надписи на камнях дают только отрывочные сведения и за то, что мы имеем относительно полное представление о происходившем в Ангкоре, мы должны быть благодарны китайцам и их страсти к записыванию всего, что они видят. В 1296 году Ангкор в качестве сопровождающего китайско-монгольского посланника посетил Чеу Та-Куан, чьи “Мемуары на Таможне Камбоджи”, переведенные Полом Пеллиотом и изданные в Бюллетене Французской Школы Дальнего Востока от 1902 являются наиболее полной камбоджийской хроникой. Вот несколько цитат:

“Таможня, обычная всем южным варварам, может быть найдена повсюду в Камбодже, жители которой – люди грубые, уродливые и очень загорелые. Это верно не только для тех, которые живут в отдаленных деревнях морских островов, но обитателей центра. Только придворные дамы и женщины благородных домов белы как нефрит. Их бледность происходит оттого, что они постоянно загораживаются от сильного солнечного света»

“Вообще говоря, женщины, как и мужчины, из одежды имеют на себе только полоску ткани, обвязанную вокруг талии, показывая свои голые груди молочной белизны. Они закрепляют свои волосы узлом, и ходят босиком – даже жены Короля, которых пять, одна из которых живет в центральном дворце и по одной во дворцах, расположенных по четырем сторонам света. Что касается любовниц и девочек дворца, я слышал, что их есть от трех до пяти тысяч, разделенных на различные категории, хотя они и редко видятся вне ворот дворца. Когда семья имеет красивую дочь, то никогда не поздно отослать ее к дворцу”

«В более низкой категории находятся служанки, которые делают работу для дворца, и их, по крайней мере, две тысячи. Они все замужем и живут по всему городу. Волосы их лба высоко выбриты на манер северных людей и украшена ярко-красной точкой, как и на каждом храме. Только этим женщинам разрешают вход во дворец, вход в который запрещен всем, кто имеет более низкий разряд»

«Женщины народа носят волосы в узле, но без шпильки или гребенки или любого другого украшения головы. На руках они носят золотые браслеты, а на пальцах – кольца из золота. Такая мода также есть у женщин дворца и придворных дам. Мужчины и женщины одинаково используют духи, составленные из сандалового дерева, мускуса и других эссенций»

«Вероисповедание Будды – универсально для всех …»

История Ангкора

Но вернемся к историческим событиям.

Джайяварман II объявил себя спустившимся на землю богом (учение о божественности царской власти (ДеваРаджа) он позаимствовал у индонезийцев). Он основал свою столицу на горе Пном Кулен, в 28 км к северо-востоку от возникшего позже Ангкора. В центре города был построен храм – копия дворца богов. Вокруг храма был вырыт искусственный водоем (символ мирового океана), а пять башен храма изображали гору Меру, куда после смерти своего земного воплощения и должен был вернуться царь-бог.

Джаявармана на королевском престоле сменил вначале его сын, а затем его племянник Индраварман I, чье правление знаменуется постройкой искусственной пирамиды Бэконг (первый памятник из песчаника).

Первым же строителем того Ангкора, который мы знаем, был сын Индравармана – Ясоварман. Он основал столицу к северу от Великого озера и назвал ее Yasodharapura (Ясодхарапура). Впоследствии ее стали называть Ангкор, что значит «город». В новой столице также был воздвигнут пятибашенный храм.

Ангкор оставался столицей еще несколько веков до времени упадка камбоджийского государства (лишь с 921 по 944 г.г, когда король переехал в Кох Кер, расположенный за сто километров к северо-востоку). Каждый из правителей строил что-то свое, по большей части, красивое и грандиозное, и так город разрастался все больше и больше.

Ангкор, Ангкор!

В средние века это был самый большой город в мире. Население столицы одной из величайшей империи составляло более миллиона человек. И это при том, что в те же годы редко в какой из европейских столиц жило более 30 тысяч человек. Добавлю и то, что в Ангкоре были лучшие в мире ирригационные системы, а общая протяжённость только магистральных дорог превышала две тысячи километров. Кхмерские императоры уделяли внимание и тому, что на современном языке называется социальными программами. Так, ученые, изучающие историю Древней Камбоджи уверены, что медицина в ней намного превосходила медицинскую науку Европы того времени. В Ангкоре было более двухсот лечебниц. Штат каждой больницы состоял из двух квалифицированных врачей, шести ассистентов, четырнадцати медсестёр, двух поваров и шести больничных служителей. Интересно, что на нужды здравоохранения работало 838 деревень (они поставляли в больницы рис, мед, сахар, камфару и другие припасы), полностью освобожденных от уплаты налогов и поборов в казну.

Богатство храмов Ангкора поражало воображение современников. Одному из таких культовых сооружений принадлежало 5 тонн золотой и 5 тонн серебряной посуды, 35 крупных бриллиантов, 40 620 жемчужин, 4540 драгоценных камней. В храме жили 2758 жрецов, 2202 послушника и 615 храмовых танцовщиц. Чтобы прокормить всех храмовых служителей и обеспечить их всем необходимым для ежедневных жертвоприношений, на храм работали 3140 деревень с населением почти 80 тысяч человек.

Ангкор, построенный согласно легенде, великим зодчим богов Преа Пущкуом, и сейчас производит мощнейшее впечатление, но можно представить, каким он был 800 лет назад, когда галереи дворцов и храмов были обиты шелком и парчой и повсюду находились изваяний божеств, выполненные из бронзы и резные столбы из драгоценных пород дерева. А главным украшением дворца был, несомненно, трон из пяти сортов сандалового дерева, изукрашенный семью видами драгоценных камней, приносящих счастье.

Приведу здесь фрагмент рассказа «Серебряный браслет Ангкора»:

Именно на том месте, где когда-то находился трон императора я первый раз обратил внимание на то, что со мной ЧТО-ТО происходит. Я на несколько десятков секунд УВИДЕЛ Ангкор таким, каким он был когда-то. Сейчас главный храм Ангкора – Ангкор Ват, несмотря на урон нанесенный временем, дождями и ветрами, поражает своей великолепной симфонией форм, но тогда в далекие времена, неизгладимое впечатление производили и краски – ярусы башен были окрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый. Сами же башни тоже были украшены – верхняя часть центральной – позолочена, а верхушки угловых башен – покрыты листовым серебром.

Таким на время предстал предо мной Ангкор… Не прошло и пяти минут, как я вновь «провалился» в прошлое.

На этот раз я УВИДЕЛ выезд императора Джайявармана VII. Впереди процессии выступали знаменосцы с яркими флагами. Следом со свечами в руках шли триста вооруженных женщин из личной охраны царя. За ними носильщики с паланкинами, в которых находились принцессы – дочери Джайявармана. За принцессами двигалась конная гвардия, за ней принцы крови и пять министров на слонах. И завершал процессию белый слон в золотых доспехах. На нем находился сам император, державший в руках меч, усыпанный огромными самоцветами. Добавлю, что именно с императором я и отождествлял себя. Я видел все его глазами. На голове императора сверкала диадема унизанная самоцветами, обнаженную шею и грудь закрывали золотые цепи, на ногах сверкали браслеты. Его (меня) окружали вельможи с белыми зонтиками на золотых ручках. Я откуда-то знал, что эти двадцать зонтиков являлись обиталищами невидимых гениев (гении – небесные жители в индийской мифологии) и символами божественной власти царя. Знал я и то, что министры и принцы имели право на четыре таких зонтика, вельможи царского рода – на два, а управители областей – только на один зонт. Да и как мне не знать это, ведь я был в этот момент ни кем иным как императором Джайяварманом.

Процессия направлялось к храму Байон, на каждой из 52-х башен которого были высечены лица, похожие на лицо императора. В моей голове всплывали неведомые мне ранее знания. Я, конечно, готовился к поездке в Камбоджу, но владел лишь самой приблизительной информацией по Ангкору. Тем не менее, в момент видений мне была известна информация, доступная лишь специалистам. Так, я ЗНАЛ, что шестнадцать главных башен храма Байон – символ шестнадцати провинций, на которые была разделена Камбоджа. Головы, обращенные на четыре стороны, свидетельствовали о власти царя над всеми землями. Центральные башни храма были символом оси мира, стены – символизировали горную цепь, окружавшую земную твердь, а ров вокруг храма – воды мирового океана”. (конец цитаты)

После смерти Джайявармана Седьмого в 1218 году Ангкор начал приходить в упадок. В 13 веке в Ангкоре не было построено ни одного нового храма. Начались распри внутри страны, чем воспользовались сиамцы. Ангкор стал их добычей, а десятилетиями позже –добычей джунглей.

Глава 1. Мифы и история.

Глава 3. Послеангкорский период

Глава 4. Рейтинг храмов Ангкора.

Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

19.01.2013

Facebook Comments
mifvitamin

Recent Posts

Мистический праздник “Огненные шары Нагов” + Ангкор. С 12.10.2024

НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР.                            Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…

3 місяці ago

Текст из ста тысяч паутинок

Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…

4 місяці ago

Вона була не дуже горда

Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…

10 місяців ago

Гареми королів Таїланду

Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…

10 місяців ago

Кардунг Ла – високогірна індійська фальсифікація

Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…

10 місяців ago

Не та

Рубінгранат читав подружці Бодлера і РембО Чай білий остигав у кружці Бо це мистецтво, бо…

11 місяців ago