Как я уже отмечал в статье «Пхукет — остров бога Брахмы», с Индией у Брахмы как-то не сложилось. По всей огромной стране ему посвящены не более десяти храмов. В то же время двум другим богам Тримурти (трое верховных богов) — Шиве и Вишну воздвигнуты десятки (если не сотни) тысяч храмов.
По легендам Брахму проклял один из мудрецов (Бхригу), собиравшийся позвать бога-творца на жертвоприношение, но не получившего отклика на свой зов (Брахма в этот момент заслушался музыкой, что играла его супруга Сарасвати). Разгневанный Бхригу объявил во всеуслышание, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклоняться ему.
По другой легенде Брахму таким образом наказал бог Шива за обман. Эта история описана в «Шива-пуране». Однажды поспорили Брахма и Вишну о том, кто из них главнее. Во время этого спора возле них возник гигантский шива-лингам. Решили тогда боги найти его начало и конец. Вишну в облике вепря начал копать землю, чтобы обнаружить начало, а Брахма сел на свою вахану (ездовое животное, у Брахмы — лебедь) и полетел вверх. Ни тот, ни другой не смогли выполнить то, что задумывали. Но Брахма решил обмануть Шиву и попросил, увиденный им в полете цветок кетаки (любимый цветок Шивы) лжесвидетельствовать в его пользу. Шива, разумеется, узнал об этом и в гневе проклял Брахму.
Еще одна легенда популярна в Раджастане в Пушкаре. Там рассказывают, что Брахма пришел на озеро Пушкар вместе со своей женой Савитри для того, чтобы местные брахманы провели для него жертвоприношение. Но к моменту ягьи (яджни) вдруг обнаружилось что Савитри куда то ушла (а муж не может участвовать без жены в этом ритуале). В то же время брахманы уверяли, что наступило самое лучшее время для проведения ягьи. И тогда Брахму быстро женили на Гаятри (девушке из племени пастухов) и провели жертвоприношение. Когда Савитри вернулась, то, мягко говоря, она была раздосадована произошедшим. В гневе она прокляла Брахму, объявив, что на Земле ему будут поклоняться только в одном месте, в Пушкаре (и в Пушкаре сейчас самый знаменитый в Индии храм Брахмы).
Но это легенды. А как же было в жизни? Почему один из богов Тримурти в Индии если и не в забвении, то уж точно не в большом почете? Возможно дело в индийском прагматизме. Индийцы — люди практичные. Какой смысл поклоняться тому, кто уже сделал свое дело (сотворил мир)? Никакого. А вот поклоняться тому, кто хранит этот мир (Вишну) и тому, кто его может разрушить (Шива) имеет смысл.
Добавим и то, что Брахма очень уж абстрактное божество — малопонятное большинству индийцев. Шива и Вишну на уровне обыденном гораздо понятнее (о других уровнях мы не говорим — они никогда не были массовыми).
Свою роль сыграло и вечное соперничество кшатриев (под знаменем Вишну) и брахманов (под знаменем Шивы), где не было места третьему.
Вероятно, были и другие причины. Знаете их? Поделитесь со мной и читателями Сайта Востоколюба 🙂
Еще об одной причине меньшей популярности Брахмы в Индии в сравнении с другими богами, читайте здесь: Веды о мужчинах, отказывающих женщинам в близости
21.08.2015
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…