Данная статья представляет собой попытку дать обоснования наличию эротических изображений в храмах Кхаджурахо (так называемые Храмы Любви и Храмы Камасутры) и менее известном Храме Солнца в Конарке. Непосредственно о самих этих храмах будут отдельные материалы.
Присутствие сексуальных сцен в сооружениях, чья задача соединять человека с богом или богами, издавна вызывало недоумение. И возникал главный вопрос: зачем? Для чего изображения разных форм секса были включены в скульптурный ансамбль индуистских храмов, названных потомками Храмами любви?
Сами древние мастера ответов на этот вопрос не оставили. Вот и теряются ученые в догадках. А вместе с ними высказывают самые разные предположения и те, кто не силен ни в индуизме, ни в истории Индии. Оттого и забит интернет разного рода глупостями наподобие этой: “Считается, что именно изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей Камасутры…” А то, что Камасутра была написана на 400 лет раньше появления самого первого из этих Храмов Любви при этом как-то забывается.
Или такой забавный фрагмент (кстати, это фрагмент книги изданной приличным тиражом): “Некоторые исследователи полагают, что правители династии Чандела были последователями тантризма — одного из ответвлений буддизма, в котором удовлетворение земных желаний считается шагом к достижению нирваны”. Этот шедевральный текст, состоящий из нагромождения ляпов, должен особенно “понравиться” буддистам.
Попробуем разобраться со всеми этими версиями по поводу изображения сексуальных сцен в Храмах Камасутры (кстати, такое бытующее название некорректно, о чем подробнее ниже). Вначале рассмотрим наиболее сомнительные предположения.
Очень часто встречается. Слышал ее не раз и от самих индийцев. Со здравым смыслом совершенно не сочетается. Что образовательного в сценке секса с лошадью? Или чему можно научиться у изображения, где дама держит двух своих партнеров за пенисы? Это что “бином Ньютона”? Если бы на фронтонах Храмов Любви были представлены позы Камасутры, то такая версия имела бы смысл. Но этого нет. Есть картинки вполне обыденного секса, иногда даже, как сейчас бы сказали, порнографического характера. Чему можно научиться у изображения, где мужчина вступает в половую связь с женщиной в коленно-преклоненной позе, не снимая с плеча лопату (булаву)?
Кстати, этот скульптурный фрагмент мне напоминает анекдот:
Чукчу спрашивают, что в первую очередь он делает, когда после долгой разлуки со стойбища возвращается в родной чум.
– Как что? Заваливаю жену на пол и…
– А что вторым делом?
– Как что? Лыжи снимаю…
Так и тут. Настолько невтерпеж, что и лопату снять с плеча некогда.
Якобы своими эротическими творениями древние мастера помогали увеличить рождаемость в стране с тяжелыми условиями жизни и низкой продолжительностью жизни. Очень сомнительно. Проблем с рождаемостью в Индии не было никогда. Любят они это дело.
Казалось бы, это более-менее обоснованная версия. Якобы на фронтонах Храмов Любви показан путь к освобождению через практику сексуальных ритуалов. Секс – сакрален – именно это хотели донести до нас древние мастера. Не возражая против этого тезиса, отмечу, что лично я не вижу ничего сакрального в сексе с лошадью. Да, и лопату с плеча не помешало бы снять.
Если серьезно, то радикальные течения тантризма, которым были свойственны сексуальные практики массовыми не были. А были чаще всего тайными, доступными посвященным. И выносить их на всеобщее обозрение не было никакого смысла. Да, и, пардон, секс с лошадью это слишком уж радикально даже для тантризма, ведь его (тантризма) цель не получение чувственных удовольствий (как можно подумать) низкого пошиба, а изменение сознания и духовная трансформация.
Бытует мнение, что эротические изображения храмов Кхаджурахо и Храма Солнца Конарка – это иллюстрация Камасутры. Отсюда часто встречающиеся эпитеты “Камасутра в камне”, “Храмы Камасутры”…
Что сказать? Как человек, имеющий представление о Камасутре и побывавший и в Кхаджурахо, и в Конарке, ответственно заявляю – эта версия “притянута за уши”. И, кстати, в Камасутре нет упоминания полового контакта с лошадью, а также есть очень много того, чего нет на стенах Храмов Любви.
Более-менее обоснованные версии.
Скульптурные изображения отображали реальную жизнь простых людей. К сексу в то время относились без лишних рефлексий и комплексов, что и нашло свое отражение на стенах Храмов Любви. Это сейчас индийцы осматривают эти храмы с открытым ртом и фотографируют на телефон наиболее смелые композиции, а тысячу лет назад эротические скульптуры не удивляли никого.
На стенах храмов Кхаджурахо показано место секса в иерархии ценностей древних индийцев. Что-то в этой версии есть, учитывая, что сексуальные сценки размещены на нижних уровнях храмов. К тому же, в древнеиндийских трактатах по архитектуре есть указания на то, что изображения любовных парочек есть символ счастья и благополучия.
Секс – естественен и прекрасен, он неотъемлемая часть жизни, но он не самое главное в жизни. Посыл древних мастеров мог быть и таким.
Верующий входя в храм должен оставить за его порогом все мирское в том числе и секс. Если же человек на подобное не способен, то и в храме ему делать нечего. В данном случае секс не считался сакральным. Поэтому он и вынесен из храма вовне.
Для понимания секса как процесса, в том числе, и сакрального человек должен иметь определенный уровень развития. Уверен, что подавляющее большинство древних индийцев и близко не достигали этого уровня. Не стоит идеализировать те времена. Высочайшие достижения философской мысли Древней Индии, индийского искусства и литературы – дело рук относительно немногих людей. Вряд ли шудры (а большинство населения в Индии всегда составляли они) были способны рассуждать о половом акте, как о символе недвойственности.
Вряд ли ее можно встретить в Интернете, поскольку пришла она мне в голову только сейчас. Итак, задача эротических скульптурных композиций храмов Кходжурахо в том, чтобы вытолкнуть человека из мира обыденного. Ошеломить! Сделать то, на что собственно и направлены тантрические сексуальные практики – выдернуть из привычного. Достичь хоть какой-то степени накала чувств. В таком состоянии человек более восприимчив к тому, с чем ему придется столкнуться внутри храма. И шивалингам в святилище уже воспринимается ни как кусок камня, а как живая частичка величайшего из богов.
Лично мне кажутся достоверными первые две более-менее обоснованные версии. Вполне вероятно и то, что создатели древнеиндийских Храмов Любви ставили перед собой многоцелевую задачу. В зависимости от уровня осознанности, кто-то смотря на эти сценки возгорал желанием, кто-то очищал помыслы, а кто-то задумывался о сакральности акта творения.
А что думаете по этому поводу вы?
UPD. Сцена секса с лошадкой и другие в том же духе находятся на нижних уровнях храмовых стен, в то время как более чувственные и эстетически совершенные барельефы – гораздо выше. Неспроста ведь? Не так ли? Таким незамысловатым образом показано направление движения – от вульгарного удовлетворения физиологических потребностей к божественному союзу 🙂
22.09.2013
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…
View Comments
Хорошая статья и правильный вопрос!!!!!
Задумалась...ОЧЕНЬ!!!)
Хотелось найти эдакий самобытный ответ...
Но мысли вернули к ситуации, которая произошла с моим старым знакомым, публичным человеком. Выставили на показ его интимные отношения не принятые в ПРАВИЛАХ НАШЕГО социума.
И мне подумалось, что эти сценки на храмах, позволяют принять человека ЛЮБОГО, со всеми его странностями, со всеми его скрытыми помыслами, освобождают его от страхов оказаться НЕ в РАМКАХ общества. Расширяет то пространство, в которое человек себя «прячет».
Интересное толкование. Я, конечно, сомневаюсь, что древние индийцы думали подобны образом, но может я их просто недооцениваю:)
А может всё банально и просто, и не так всё высокодуховно: Эротические скульптуры делали чтобы привлечь народ в храм, чтобы людям было интересно, чтобы они регулярно приходили посмотреть "этакий древний порнофильм" на стенах храма и приносили подношения храму.
В Индии и сейчас в храмы ходят активно, а в те времена, думаю, всё было еще более традиционно. К тому же, храмы с сексуальными сценками - явление не сильно распространенное. В другие храмы (без таких изображений) люди ходили не менее активно.
вариант Андрея Лапина:
На Востоке есть храмы, фасады которых украшены сотнями эротических фигур. Внутри таких храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания. Если вы остаётесь снаружи храма, то вы видите лишь эти бесчисленные фигуры в немыслимых эротических позах. Но если вы входите внутрь - вы находите только Божественное. По ту сторону секса есть только Божественное. Всё иное остаётся по эту сторону.
Секс - это черта, за которой...
Красивое толкование. Но все же не про эти храмы:) Внутри храмов Кхаджурахо и Конарка много чего было и мурти (статуи) божеств, и шивалингамы, разумеется.