Есть такая поговорка: “Когда человек говорит с богом, это называется молитва, А когда бог говорит с человеком то это называется шизофрения”. Спорная поговорка, на самом деле. К тому же, она не ничего не говорит об еще одном варианте – когда бог говорит через человека с другими людьми.
Подобное явление, когда кто-то становится посредником между миром духовным и материальным, в разной форме (оракулы, медиумы, шаманы) довольно распространено в мировой культуре. Особенно оно распространено в Индии, поскольку слой архаики в этой стране очень велик.
Я не ставлю перед собой задачу рассказать о всем многообразии этого феномена в Бхарате, ибо для этого понадобится несколько томов. В рамках этой заметки мы поговорим о медиумах долины Куллу – гурах.
Путешествующим по штату Химачал Прадеш (в районе Киннаур, долинах Куллу, Парвати и некоторых других регионах) периодически попадаются на дорогах процессии, когда многочисленная группа празднично одетых мужчин под звуки ритмичной музыки несут ярко украшенный паланкин (или несколько). Если присмотреться к паланкинам, то под разноцветными “одеждами” можно увидеть – золоченные маски – лики местных богов (деват).
В разного рода материалах о долине Куллу можно прочесть, что на паланкинах статуи богов. Это не совсем так. На паланкинах – маски богов, изготовленные специально для подобных церемоний. В некоторых храмах статуй главных деват (местных божеств) нет совсем (например, в знаменитом храме Хадимбы в Манали), в некоторых, они слишком тяжелы, чтобы их носить. Да и смысла особого нет. Когда на паланкин устанавливается маска, божество вселяется в нее. И если в огромных храмах-городах Южной Индии я действительно видел много раз, как статую одного бога несли в гости к другой статуе, то в Куллу и Киннауре (Кальпе) я много раз видел процессии с масками.
Обязательное действующее лицо в этих процессиях – гуры – те, через кого божество общается с другими людьми. Ниже на видео (автор Андрей Захаров) вы можете увидеть как примерно это происходит.
Гурами становятся также, как и шаманами – человеком овладевает то, что называется “шаманской болезнью” и он во время контакта с божеством впадает в ИСС (измененное состояние сознания). Гуры – коммутаторы, посредники. Без их ответов (т.е. ответов божества) не принимаются серьезные решения во многих гималайских селениях.
Поговаривают, что власти отказались от идеи строительства курортного комплекса в Куллу из-за того, что местные деваты через гуров сообщили, что они против этой идеи.
Рассказывают также, что подозреваемых в преступлениях приводят к гурам, чтобы те (то есть божества) определили насколько их показаниям можно доверять.
Было бы интересно глубже изучить феномен этих посредников между людьми и богами. Увы, серьезной этнографической информации о гурах на русском языке я не нашел.
Похоже, пора снаряжать в Гималаи этнографическую экспедицию под эгидой Украинского Географического общества (с удивлением узнал, что такое существует) для изучения людей, общающихся с богами путем вхождения в ИСС.
Кстати, в Химачал Прадеш есть и другие действующие мистики. Например, оракулы в тибетском буддизме, или же бучены Долины Пин.
Осталось только спонсора для экспедиции найти 🙂
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
13.08.2015
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…