Монада – символ Великого Предела.

Этот символ обычно считается одним из самых красивых и самых древних в истории нашей цивилизации. Его активно использовали многие народы Центральной Азии и Дальнего Востока – монголы, тибетцы, китайцы, тувинцы, корейцы и другие. Во всех этих культурах в этом символе находила отражения теория о взаимодействии двух сил, двух начал, на которых строится наш мир.

Монада

Символ Великого Предела. Монада. Инь и Ян. Два соединенных головастика. С модой на все восточное этот знак стал известен практически всем. В популярной литературе даются и подробные характеристики (не всегда точные) этого символа. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционно считается, что это символ дуальности бытия. Изначально ян означал светлый, южный склон горы, а инь — теневой, северный. Именно такое понимание можно, в частности, встретить в главной книге китайцев «И цзине». Впоследствии этими двумя словами стали обозначать целый ряд понятий. Инь олицетворяет тьму, женское начало, землю, пассивность и приятие, присутствует в четных числах, долинах и водных потоках и представлено тигром, оранжевым цветом и прерывистой линией. Ян олицетворяет свет, мужское начало, небо, активность и проникновение, присутствует в нечетных числах, горах, представлено драконом, цветом лазури и сплошной линией. Ян изображается красным цветом, инь — темно-синим. Символ инь—раковина-каури, т.е. один из древнейших символов женского начала, символ ян — нефритовый стержень. В, пожалуй, самой значимой для китайцев книге – «И-Цзин» – «Книге перемен» – ян и инь изображаются, соответственно, сплошной и прерывистой чертами. Две сплошные черты (друг над другом) — большой ян — символизировали солнце и тепло, две прерывистые — большая инь — луну и холод. Малый ян (прерывистая черта над сплошной) — дневной свет, малая инь (сплошная черта над прерывистой) — ночь. Три ян символизируют небо; три инь — землю. Вполне вероятно, что в основе символики Ян-Инь лежат древнейшие космические культы светил – Солнца и Луны.

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — У син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира, включая человека.

В графическом символе ян-инь, имеющем форму круга, разделенного сигмовидной линией, инь изображается темно-синим, Ян – красным цветом. Каждая из двух половинок содержит кружок — частицу своей противоположности; тем самым фиксируется постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском — мужского. Круг, является символом Всеобщего; волнистая линия подчеркивает динамический характер образа, символизирует движение и взаимопроникновение, взаимодополнение двух начал.

Такова традиционная трактовка этого символа. Однако несмотря на ее понятность и логичность, она является несколько упрощенной. Да, и сам символ Великого Предела не такой уж и древний, как об этом думают, в китайской культуре он появился достаточно поздно.

Ведущие отечественные китаисты отмечают, что мнение о сущности инь и ян, как некой «закрепленности» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях, это устоявшийся миф. Это означает, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и тому подобному, причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами.

Все дело в том, что китайцы воспринимают мир ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не имеет постоянных значений. Постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Другими словами, происходит постоянный переход противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян отнюдь не равняются строгому биному женское-мужское.

Мы уже отмечали выше, что первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы — и, как отмечает, выдающийся китаевед А. Маслов эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой — солнцем, которое поочередно освещает оба склона.

Интересно, что в отличии от обыденной, светской традиции, в которой начало ян всегда ценилось выше начала инь, в мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Как отмечает А. Маслов, «именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора».

Как видите не так-то и прост этот символ Великого Предела, столь часто встречающийся уже и в наших домах и квартирах. Есть, как минимум, несколько пластов его толкования и понимания. Впрочем, это относится и ко многим другим сакральным символам – знакам в которых простые графические решения несут глубинную суть мироздания.

Сергей Мазуркевич

12.01.2013

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Facebook Comments
mifvitamin

Recent Posts

Мистический праздник “Огненные шары Нагов” + Ангкор. С 12.10.2024

НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР.                            Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…

5 місяців ago

Текст из ста тысяч паутинок

Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…

6 місяців ago

Вона була не дуже горда

Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…

12 місяців ago

Гареми королів Таїланду

Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…

1 рік ago

Кардунг Ла – високогірна індійська фальсифікація

Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…

1 рік ago

Не та

Рубінгранат читав подружці Бодлера і РембО Чай білий остигав у кружці Бо це мистецтво, бо…

1 рік ago