Голубка, витающая в солнце, мерещится как блестка серебра, но лишь тот, кто сумел выждать время, проведать откровение, видит ее золото, цвет сиятельного апельсина. Умберто Эко
В мире символов особое место занимают изображения тех или иных птиц. В целом птицы символизируют свободу, счастье, связь между небом и землей. Но есть целый ряд птиц, которым нашлось особое применение в символике. Например, орел, сокол, сова, журавль, павлин, пеликан, ворон, лебедь и голубь. О последнем и пойдет речь ниже.
Эта птица является одним из древнейших символов в нашей цивилизации. У разных народов голубь символизировал разные вещи, порой даже совершенно противоположные.
Так в Азии, где впервые произошло некоторое обожествление голубя, в связи с тем, что была подмечена особая плодовитость этой птицы, голубь стал поначалу символом плотской любви, а затем уже брака и семейного очага. В этом случае его изображали с маленьким колечком или веночком в клюве, или же рисовали двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и некоторых других.
Умберто Эко в своем романе “Остров Накануне” пишет: “Первыми заговорили о Голубе, естественно, египтяне, от самой стариннейшей «Иероглифики» Гораполлона, и среди многих созданий именно это животное почиталось наичистейшим, тем паче, что когда случались моровые болезни, осквернявшие и людей и вещи, от них спасены были те, кто питался голубями. Казалось бы, это объяснимо, поскольку голубь единственное существо, природой избавленное от желчи (от яда, который все одушевленные твари носят около печени), и говорил в свое время Плиний, что если захворает голубь, он поклюет листочек лавра и исцеляется”.
Из Азии примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры голубь попал в Грецию. Их стали там использовать связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Образ голубя проник и в греческую символику, Так, он был неизменным атрибутом богини любви Астарты, а позже стал верным спутником и Бахуса. И в том и в другом случае это был символ плотской любви (самой что ни на есть земной).
Обратимся вновь к Умберто Эко, подробно разобравшего этот символ в “Острове накануне”: “Однако при всей чистоте голубь являет собою и символ пагубы, ибо похотливостью себя вкрай изводит. Целые дни проводят они в поцелуях («удвоя лобзанья, дабы любящие уста смолкали») и переплетая языки; от того родятся многие выраженья (голубиться в смысле любиться), используемые поэтами…
Ассирийцы изображали Семирамиду в голубином облике, Семирамида была вскормлена голубями и потом сама сделалась как они. Нам всем известно, что она была дама небезукоризненного обычая, но такая красивая, что Скавробат, царствовавший над индусами, влюбился в нее отчаянно, а она была наложница ассирийского властелина, и не пропускала ни дня, дабы не учинить измену царю ассирийцев, и историк Иуба пишет, что она умудрилась любить даже лошадь…”
Но прошли века и случилась удивительная вещь, попадая в Европу, голубь вдруг становится символом целомудрия и чистоты. Этому способствовало два сугубо внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко и далеко в небо, но и возвращаться к своему хозяину (“Поелику все народы самою благородною стихией чтили воздух, они поклонялись голубице, коя летывает превыше прочих пернатых, а затем истова возвращается в семьи”. Умберто Эко)
Но когда произошло более тесное знакомство европейцев с голубями, и стало ясно, что более грязную и неряшливую птицу еще нужно поискать, самим церковникам пришлось объяснять: почему же именно эта птица является для церкви эмблемой святого духа. И уже в ранних комментариях к Библии встречается разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев».
Отметим и то, что на Востоке голубь еще долгое время оставался символом плотской любви. До тех пор, пока эта эмблема не стала исчезать из обыденной жизни под влиянием гонений со стороны ислама, и постепенно забылась совсем.
Но не забылась она в эзотерической традиции. Подробно об этом можно прочесть у того же Умберто Эко. Я же приведу здесь его фразу, которая мне лично сильно нравится: “Голубка обозначает, что мир изъясняется иероглифами и, следовательно, она сама – иероглиф, значащий иероглифы. Иероглиф не говорит и не утаивает, только показывает”.
Нам же голубь еще прекрасно известен, как символ мира во всем мире. В новой истории человечества эмблему с изображением голубя с оливковой ветвью в клюве стали использовать после серии войн начала двадцатого века. Здесь похоже просто вспомнили труды одного из видных богословов — Тертуллиана, который в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира.
Однако со временем о том, что голубь является символом мира как-то подзабыли. Способствовало этому и то, что во многих странах в период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В то же время, в крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры.
И только после Второй мировой войны этот символ был реанимирован усилиями Пабло Пикассо. С просьбой о создании символа мира к нему обратились устроители Всемирного конгресса мира в апреле 1949 года в Париже. Так и появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире.
Надо сказать, что художник, прекрасно разбиравшийся в христианской символике понимал, что его голубя будут ассоциировать с символом “святого духа”, а потому для того, чтобы не было подобного отождествления использовал геральдические средства для придания двум эмблемам различия. Его голубь повернут в левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса.
Увы, на такое различие далеко не всегда обращают внимание и в нашей стране и в других странах, и голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл эмблемы, созданной Пикассо.
Забавно, что сам художник, сделавший эту птицу символом мира, утверждал, что более неряшливых, глупых и драчливых птиц он не знает. И это не преувеличение. Голуби – чрезвычайно вспыльчивые и неуживчивые птицы и для того, чтобы не вспыхнула драка, нужно, чтобы этих птиц было не больше двух. А потому, я бы не советовал влюбленным юношам называть своих девушек «голубками». Образованная девушка, может воспринять подобный комплимент, как минимум, с недоумением. Правда, если она будет сильна в христианской теологии, то тогда все будет замечательно. Но много ли девушек в ней сильны?
Хочется закончить эту статью о символе чистоты и, в то же время, символе плотской любви замечательными строками Умберто Эко: “…есть что дивнее, нежели Голубица сама по себе? О, сокровищница смыслов, упрятанная в символе голубки! И каждый смысл тем острее, чем сильнее контрастирует с остальными”.
05.01.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР. Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…
Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…
Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…
Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…
Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…