Фрагмент одной из моих книг.

Степан Разин.

Стенька Разин и княжна

Революционер?

В мае 1670 года начался Великий волжский Поход Степана Разина со товарищи. Советские историки изображали Разина почти-что революционером, борцом за народное счастье, царские же называли его разбойником, главарем бандитских шаек грабителей и убийц. В реальности же он был и тем, и другим, и не его это вина. Неординарному человеку, пассионарию, каковым несомненно был Степан Разин, в то время трудно было проявить себя по другому.

Так получилось, что в Поволжье в то время созрели социальные предпосылки к народному бунту. Нужна была только искра. В ее роли и выступил Разин со своими казаками. С этого момента Степан, бывший обыкновенным (правда, весьма удачливым) предводителем обыкновенных разбойников становится народным героем, борцом за права всех угнетенных.

Широко распространено мнение, что и самому Разину, и его подручным была свойственна особая жестокость. Что же, с точки зрения наших сегодняшних представлений о человечности те времена, когда на Руси за измену женщин закапывали заживо в землю, конечно же, воспринимаются жестокими и бесчеловечными. Степан Разин в этом плане не особенно отличался от своих современников. Но какой-то особой жестокостью он не отличался и приписываемые ему зверства, как правило, выдуманы.

Степан Разин.

Свидетельства очевидцев показывают, что миловал (в том числе и бояр) Разин так же часто, как и казнил. Так, при взятии Царицына Разин пощадил захваченных в плен детей боярских и племянника воеводы. Под Черным Яром от разинцев пытались сбежать захваченные ранее в полон восемьдесят офицеров и дворян из отряда князя Львова, но и их убивать не стали. Голландский офицер Фабрициус, бывший при князе Львове пишет: «… и тут быть резне, да Стенька Разин сейчас же отдал приказ не убивать больше ни одного офицера, ибо среди них, верно, есть все же и хорошие люди, таких следует пощадить. Напротив, тот, кто плохо обращался со своими солдатами, понесет заслуженную кару по приговору атамана и созванного им круга». Тогда же Разин бил челом перед казаками, чтоб пощадили князя Львова. Решением круга, князь и большинство офицеров были пощажены. В Астрахани Разин отдал приказ беречь митрополита Иосифа и других священников (правда, перед этих двоих провинившихся перед вождем казаков служителей церкви, все-таки наказали). В Саратове и Самаре казнены были лишь единицы, и те по приговору горожан. Это всего лишь немногие примеры того, что убивали разинцы только тех, кого как они считали нельзя было не убить. Но массовых убиений Разин не устраивал.

Также как и массового насилия женщин. И хотя в отписке Воронежского воеводы Бухвостова значится, что при взятии Царицына разинцы “…жен и дочерей-девок насильством брали к себе для блудного воровства”, к этим сведениям следует относиться критически. Очевидец восстания голландский парусный мастер Ян Стрейс в своих воспоминаниях писал, что Разин “в некоторых вещах придерживался строгого порядка, особенно преследовал блуд”. Об этом же можно прочесть и в записках офицера Л. Фабрициуса: “Проклятия, грубые ругательства, бранные слова, а у русских есть такие неслыханные и у других неупотребимые слова, что их без ужаса и передать нельзя – все это, а также блуд и кражи Стенька старался … искоренить.

Степан Разин.

Отметим и то, что у иностранных очевидцев не было повода для особой предвзятости и их данным можно доверять больше, чем сообщениям царских воевод, желавших очернить Разина и «обелить» себя родимых. Даже Костомаров, не испытывавший особой любви к Разину отмечал, что малейшее ослушание у восставших жестоко каралось и дисциплина в войске была, сравнимая разве что с дисциплиной в армии монголо-татар.

Добавим и то, что разинские жестокости не идут ни в какое сравнение с тем, что творили царские воеводы, утопившие восстание в крови. Так, например, только в Арзамасе по приказу воеводы Юрия Долгорукого было казнено 11 тысяч человек. Жестокости Степана Разина по сравнению со всем этим выглядят как детские шалости.

Степан Разин и персидская княжна.

Персидская княжна

Но, пожалуй, наиболее распространенное заблуждение о Разине – это приписываемая ему история по поводу его непочтительного обращения с персидской княжной. Якобы в одном из своих походов в Персию Степан Разин взял в полон красавицу-княжну. Приглянулась она ему и сыграл он с ней свадьбу. Но возроптали тут его боевые товарищи и обвинили атамана в предательстве вольной жизни и друзей своих. Неудобно стало Степану перед товарищами и повелел он бросить княжну в воды и начать новый пир, в честь прежней жизни.

Впервые об этой увлекательной истории на Руси узнали когда была переведена на русский язык книга голландца Яна Стрейса «Три достопамятных… путешествия». Он писал: «Будучи сильно пьян, он (Разин) облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: «Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе». Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду. А она была прекрасная и благородная девица, но его за неволею страха ради любила. И во всем угождала».

Отечественные же источники, которые нельзя заподозрить в особых симпатиях к Разину почему-то о таком вопиющем факте произвола со стороны казацкого атамана не сообщают. А это серьезные основания усомниться в правдивости истории с утоплением княжны. К тому же сам Стрейс хоть и пишет, что лично присутствовал при сием волнительном событии, скорее всего, передал лишь услышанное от кого-то.

Интересно, что в середине прошлого века этой историей заинтересовался в связи со служебной деятельностью член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А.А. Громыко. Перед предстоящими переговорами с иранцами, Громыко решил проверить не помешают ли им некоторые «темные страницы» прошлого. Проведенные спецслужбами по приказу партии исторические розыскания, показали, в зоне ответственности атамана каких-либо знатных персиянок казаки в полон не брали.

Разин топит княжну. Гравюра из книги “Три путешествия” Яна Стрейса.

Конечно, можно с недоверием отнестись к исследовательской деятельности «историков в погонах», от которых ожидали определенного результата и они именно его и выдали. Но, то, что даже недоброжелатели-современники ни о какой княжне не упоминают – серьезный довод в пользу того, что персидскую княжну в Волгу не бросали.

Позволяет усомниться в правдивости этой истории и ее архетипичность. Принесение Природе сакральной жертвы, как один из способов Посвящения в сокровенные знания – мотив встречающийся в фольклоре самых разных стран. К тому же в некоторых народных сказаниях место персиянки занимает русская «вещая дева» Соломония или Соломонида. Она не просто тонет в волжских водах, а становится Царицей подводного царства. И, что удивительно мстить обидчику не стремится, а напротив всемерно ему помогает.

Сергей Мазуркевич

01.08.2013

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

Facebook Comments
mifvitamin

Recent Posts

Мистический праздник “Огненные шары Нагов” + Ангкор. С 12.10.2024

НЕИЗВЕДАННЫЙ СЕВЕР ТАИЛАНДА И МАГИЧЕСКИЙ АНГКОР.                            Авторский тур Сергея Мазуркевича. Если Вам надоели стандартные туристические…

5 місяців ago

Текст из ста тысяч паутинок

Ни диалогов, ни картинокНи тайн, загадок и страстейТекст из ста тысяч паутинокИ несусветных скоростей Слова,…

6 місяців ago

Вона була не дуже горда

Вона була не дуже гордаХодила пішки, читала ФройдаНе їла салаРоман писалаКоли не спалаТо малювалаКружляла в…

12 місяців ago

Гареми королів Таїланду

Тайский гарем Таїланд як держава сформувався відносно недавно. Принаймні, протягом історії існувало сім тайських королівств:…

1 рік ago

Кардунг Ла – високогірна індійська фальсифікація

Кардунг Ла Індійці в своїх спробах умовити світ в тому, що й вони на щось…

1 рік ago

Не та

Рубінгранат читав подружці Бодлера і РембО Чай білий остигав у кружці Бо це мистецтво, бо…

1 рік ago