Надо сказать, что, бывая в Индии я частенько наблюдал, как змеи танцевали под звуки флейты факира. Однако считать раскачивание змеи танцем, значит, в очередной раз заблуждаться.
Факиры и кобры
В одной из приключенческих книг начала двадцатого века на индийскую тематику с достаточно банальным названием «В стране чудес» в одной из сценок факир учит своего ученика обращению со змеями (цитируем): «Ограничься самой незатейливой мелодией, змеи очень неразборчивы в музыке. Перебирай не торопясь отверстия флейты, и ты увидишь, что простые, однообразные звуки произведут на них чарующее впечатление. Всякий шум возбуждает их любопытство. Они вытягиваются, поднимаются и, привлеченные блестящими стеклянными бусами, украшающими флейту, покачиваясь, распускают свой капюшон для сохранения равновесия и следуют всем движениям инструмента; одним словом – они танцуют…» (конец цитаты)
Судя по этому отрывку понятно, что автор понятия не имеет о том, как же индийские факиры на самом деле обращаются со змеями и пребывает в плену тех же самых мифов, которые свойственны и многим-многим людям, уверенным, что кобра способна танцевать под звуки флейты.
Танцы змей
Ни королевские кобры, ни обычные, ни какие бы то ни было другие змеи танцевать под музыку просто не способны, по той простой причине, что они ее совсем не воспринимают.
До самого недавнего времени зоологи считали, что змеи просто совершенно глухи. Но оказалось, что это не совсем так.
У змей действительно нет ни барабанных перепонок, ни наружных ушей, но они прекрасно чувствуют вибрацию, передающуюся от земли к их челюсти и брюшным мышцам. Но это еще не все, похоже, через свое внутреннее ухо ползучие гады могут распознавать и те звуки, что переносятся по воздуху. Это стало известно после одного из недавних исследований, проведенного в Принстонском университете. Американские ученые в ходе ряда любопытных экспериментов все-таки смогли разобраться в том, как функционирует внутреннее ухо у змей. Они подключали к вольтметрам подопытных ползучих гадов, после чего затем измеряли импульсы в мозгу в зависимости от раздававшихся рядом звуков. Было установлено, что змеиный слух «настроен» на частотный диапазон вибраций и звуков, которые производят лишь более крупные животные. В то же время музыка и многие другие звуки для змей не имеет совершенно никакого смысла и они их просто не воспринимают.
Увы, об этом не знал и сэр Артур Конан Дойль, описавший в рассказе «Пестрая лента», как преступник подзывал смертоносную змею тихим свистом.
Но вернемся к нашим факирам в Индии, Таиланде и других странах Азии. Почему же их кобры все-таки движутся подобно танцу? В чем секрет? Может быть они обладают каким-то гипнотическим внушением, которому поддаются змеи? Ничего подобного. Разгадка достаточно проста. Готовая к защите кобра просто следит за движениями флейты весьма похожей на палку, которой в процессе дрессировки ее нещадно лупили. Главная же задача факира состоит в том, чтобы с одной стороны флейта не приближалась к кобре настолько, чтобы это заставило ее рефлекторно напасть, а с другой стороны не отдалялась настолько, чтобы змея предпочла благоразумно удрать.
Кроме того, хорошо известно, что кобры сразу не нападают и долго готовятся к прыжку. Именно этой их особенностью их поведения беззастенчиво пользуются факиры. В нужный момент, видя, что змея уже готова к прыжку, ловкий факир быстренько прячет ее с глаз долой в мешок.
Добавим и то, что у большинства кобр ядовитые зубы предварительно удаляют. Сами «заклинатели» змей рассказывают, что сделать это очень просто. Они дают разозленной змее вцепиться в кусок грубой ткани после чего резко дергают и кобра остается без зубов. Жестоко, но очень эффективно.
В той же индийской столице факиров, демонстрирующих своих танцующих змей более сотни. Выступают они, как правило, в многолюдных местах, где много туристов, в том числе и иностранных. Естественно, никто бы не позволил им носить с собой змей, угрожающих смертельными укусами.
Гипноз змей
Кстати, и самим змеям приписывается много необычных свойств. Например, многие из нас уверены, что ползучие гады обладают способностью к гипнозу. Якобы животные, под влиянием устремленного на них «чарующего» взгляда змеи сами забираются к ней в пасть. Сцену подобной гипнотической охоты в мультипликационном фильме «Маугли» в исполнении удава Каа, наверное, видел каждый ребенок. А в народе есть даже поговорка: «Смотрит как удав на кролика».
Тем не менее, никакой способностью к гипнозу змеи не обладают. В естественных условиях потенциальная жертва, обычно, либо яростно сопротивляется атакующей змее, либо пытается спастись бегством. И змеям приходится хорошо потрудиться прежде, чем удастся кого-либо изловить на обед. Более того, голод – обычное состояние змеи. Будь они хоть сколько-то способны к гипнозу вряд-ли бы так часто голодали.
Легенды о способности змей гипнотизировать жертву, возможно, появились из-за того, что у этого вида пресмыкающихся нет подвижных век. Их постоянно открытые глаза защищены сросшимися в виде прозрачных «очков» веками. Отсюда и пристальный, немигающий взгляд.
Впрочем, один из способов охоты змей действительно внешне напоминает гипноз: неподвижная змея подергивает высунутым языком или ярко окрашенным кончиком хвоста. Вот тут и подводит некоторых животных их природное любопытство. Пытаясь понять, что же это за двигающееся пятно они подбираются слишком близко к змеям и ловкий охотник за это их наказывает.
Возвращаясь к теме индийских факиров, отмечу, что насколько мне известно среди них есть очень малый процент тех, кто действительно умеет “разговаривать” со змеями. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Ниже на видео – факир и кобра в Вашиште (Индийские Гималаи). Автор видео – Андрей Захаров.
28.12.2012.
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!