Праздник Рождества – день рождения Иисуса Христа католики отмечают 25 декабря, православные 7 января, а христиане Армении, Египта и Эфиопии – 6 января. Однако было бы наивным думать, что эти дни имеют какое-либо отношение к настоящему дню рождения Иисуса.
Когда родился Иисус Христос
На заре христианства день рождения Иисуса Христа праздновали и 6 января, и 28 марта, и 20 апреля, и 20 мая, и 18 ноября. Лишь в 354 году отцы церкви, в силу некоторых политических и идеологических причин постановили отныне и вовек считать день рождения Христа 25 декабря.
Эта дата с исторической точки зрения представляется весьма и весьма сомнительной. И вот почему. В декабре в Палестине ночи довольно-таки холодные и всю скотину, как правило, загоняют в стойло. Как же тогда это соотнести с евангельским свидетельством о том, что мессия был рожден в пещере, которую пастухи использовали в качестве хлева?
С хлевом, как местом рождения Иисуса, надо сказать, очень уж много непонятного. Эта, скажем так, теория, возникла на основе всего лишь одной фразы из Евангелия от Луки: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице”. Дальше уже пошла работать народная фантазия.
Отметим и то, что ни в одном из авторитетных библейских источников нет никакого упоминания о присутствии во время рождения Христа каких-либо животных, а, тем более, такой странной парочки, как вол и осел.
История об этих забавных зверюшках возникла примерно в тринадцатом веке и основана она была на пророчестве Аввакума: “Между двух зверей яви его…”. Но если обратиться к латинскому переводу Библии (Вульгате) мы видим, что в нем эта фраза звучит иначе: “Между двух эпох яви его…”, то есть речь идет, что явиться он должен в наши дни. Откуда же взялись вол и осел? А взялись они из греческого перевода Библии (Септуагинте). Но уже давно установлено, что на греческий язык эта фраза переведена неправильно. Вот так безвестный переводчик оказался создателем одной из самых распространенных и любимых детьми христианских легенд.
Первым же устроил рождественские ясли святой Франциск Ассизский в сочельник 1223 года. В одной из пещер на холмах над итальянским селением Греччо он поместил охапку сена на плоский камень, который, кстати, туристы могут увидеть и сегодня, сверху Франциск положил младенца и добавил резные фигуры вола и осла.
Но вернемся к разговору о дне рождения Спасителя. Беда в том, что ни в одном из канонических Евангелий о дне рождения Иисуса Христа нет каких-либо упоминаний. Объясняется это тем, что поначалу христианство развивалось как одна из ересей иудаизма, а иудеи дни рождения не отмечали, считая, что в рождении «начало и вина всех скорбей и страданий человека».
Почему же для празднования рождения Иисуса было взято 25-е число первого месяца зимы? Дело в том, что именно в этот день язычники Римской империи праздновали день рождения Непобедимого Солнца. Анонимный сирийский писатель-христианин пишет: “У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца […]. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово”.
Надо сказать, что нельзя считать точно установленным не только день рождения Христа, но даже и год. В настоящее время наиболее авторитетные историки церкви и богословы высокой квалификации на основании тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы относят дату рождения Христа между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В большинстве своем церковные историки считают, что Иисус Христос родился в 4 году до нашей эры.
А потому утверждать, что сейчас идет 2013 год от рождества Христова, как это делается сплошь и рядом, не верно. Так сейчас не говорят ни то, что атеисты, но и никто из серьезных церковников и богословов. Даже в папской Энциклике по случаю 2000-го года Иоанн Павел Второй признал несоответствие нашего летоисчисления дате рождения Иисуса Христа. Римский понтифик отметил тогда, что евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а “документами веры”.
Собственно говоря, документами веры являются и все ветхозаветные и новозаветные тексты, а потому вряд ли оправдано использовать их в качестве исторических источников.
Отметим, что Русская православная церковь пользуется юлианским календарем, тогда как общепринятым считается григорианский. За 2 000 лет нашей эры разница между ними составляет уже две недели. Если и дальше все будет продолжаться в том же духе, то через каких-то 22 000 лет Рождество в наших краях будет приходиться на начало лета, а Пасха – на осень.
06.01.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!